Зенит ттл фотографии. Анализ цен фотоаппаратов зенит

Зенит-TTL - это фотоаппарат знаковый. Этапный. Наилучшим образом отражающий самим собой всю ту непростую ситуацию, что имела место в СССР в середине семидесятых.

Зенит-TTL впервые среди массовых советских фотоаппаратов получил внутрикамерный экспо-замер. Буквы «TTL» в названии аппарата, собственно, и являются сокращением от «Through the Lens» - «Через объектив».
Нет, Зенит-TTL не был принципиально первым в этом вопросе!

Как минимум, уже в 1962 году был прототип дальномера Киев-TTL.




А уже в начале семидесятых вполне даже массово выпускались Зенит-16 и Киев-15. Оба аппарата - это зеркалки с TTL-замером!

Но сколько их выпустили? Несколько десятков тысяч всего. И были это аппараты сложные и дорогие. А вот тираж Зенита-TTL измерялся миллионами. Поэтому, именно Зенит-TTL принес массовому советскому фотолюбителю всю прелесть внутрикамерного замера за разумную цену.

К началу семидесятых стало окончательно ясно, что селеновый экспонометр на зеркалках - это ну совсем уже не комильфо. Особенно сильно это чувствовалось в падении спроса на экспортные поставки.

Аппараты с TTL в СССР были, но сложные, слишком дорогие и не слишком надежные. Теперь решено было сделать настоящую рабочую лошадку.

Ее и сделали.

За основу взяли все ту же концепцию Зенита-Е, точнее его приемника - Зенит-ЕМ.

Затвор сделали новый. Он, во-первых, был действительно точнее, а во-вторых, при его взводе не вращалась головка выдержек.

Головка выдержек, помимо, собственно, выставления выдержек, должна теперь еще и замыкать контакты системы калькуляции экспозиции. Вращающаяся головка для такой цели совсем никак не подходила.

Новый то затвор был, и точнее он был, да вот отбивал все те же 5 выдержек + В. И синхронизация была все там-же - на 1/30.

Что сказать? Даже на довоенном ФЭД-С была выдержка 1/1000.

Селеновый элемент заменили на сернисто-кадмиевый (CdS) фоторезистор, размещенный в пентапризме.

Из-за того, что фоторезистор отбирал часть светового потока, в видоискателе первых выпусков Зенитов-TTL стало очень темно. Гораздо темнее, чем у аппаратов с селеновым элементом. Это серьезно усложняло фокусировку.

Позже, уже пару фоторезисторов размести немного по другому, и видоискатели стали немного ярче.

От светодиодной индикации, отработанной на Зените-16 - отказались. Выбрали чего попроще - т.е. стрелку в поле зрения видоискателя.

В целом, электронная часть аппарата, хоть и не была сложной, но получилась опять-таки не надежной, критичной к аккуратности сборщика. Контакты часто окислялись при эксплуатации.

Конструктив корпуса сделали аналогичным Зениту-ЕМ. Почти полная унификация. Визуальное отличие было в основном в отсутствии окошка селенового элемента над объективом.

Никаких изменений не случилось и с полем зрения видоискателя. Все те же 65% из 60-х годов.

Аппарат получился во многом спорный. В чем-то его устройство было доведено до актуального мировым стандартам уровня, а в чем-то он остался далеко в 60-х.

Тем не мерее, аппарат был тепло встречен потребителями в СССР. Все потому, что TTL - это вам не шутки. Это реально отличная вещь!

Съемка широкоугольными и длиннофокусными объективами, макросъемка, съемка со светофильтрами - все это было не просто возможно, все это стало еще и легко и непринужденно, благодаря внутрикамерному экспозамеру.

Хорошо Зенит-TTL приняли и на западе, причем в той же Германии. Да, во многом аппарат был простоват против продвинутой иностранной техники. Но за ту цену, которую он стоил, аппарат предлагал вполне отличный функционал.

Давайте рассмотрим камеру подробнее.

Зенит-TTL

Фотоаппарат Зенит-TTL выпускался на КМЗ и на БелОМО с 1978 по 1985 год. Суммарно на двух предприятиях таких Зенитов выпустили более 2,5 млн. штук.

На стадии разработки фотоаппарат носил индекс «12», но первые выпуски решили назвать по-другому. Рассматривались названия «Зенит-электро» и «Зенит-электро-ТТЛ».

Остановились на «Зенит-ТТЛ». Да, именно так - кириллицей. Первые выпуски шли с таким названием, хотя изначальный смысл аббревиатуры при этом потерялся. На написание TTL латиницей перешли немного позже.

Штатный объектив - Гелиос-44М 2/58.

Крепление объектива - резьба М42×1. Рабочий отрезок - 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор - матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30.

Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и горячим синхроконтактом. На первых выпусках синхроконтакт был только проводной.

Размер поля изображения видоискателя - 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра - 5Х.

Тип фокусировочного экрана - матовое стекло с кольцом микрорастра.

Вес моего экземпляра без объектива 700 грамм.

Элементы управления:

Тут я сделаю важную оговорку. Сегодня у нас в обзоре ранняя и относительно более редкая версия Зенита-TTL.

Поэтому, рассматриваемый экземпляр имеет отличия от большинства одноименных аппаратов, выпускавшихся позже.

В тех местах, в которых отличия будут заметными, я сделаю советующую оговорку.

Еще нужно помнить, что Зениты-TTL выпускались на двух предприятиях страны одновременно. Поэтому, могут встречаться отличия во внешнем виде, связанные еще и с этим. Вспомним, как пример, Зенит-ЕТ.

Начнем с дизайна. Первые Зениты-TTL оформлением походили на Зенит-ЕМ, т.е. имели светлый верх. Позже, корпус их был унифицирован с Зенитом-ЕТ, стал черным и приобрел ряд дополнительных изменений. В честь олимпиады 1980 года многие аппараты носят олимпийскую эмблему.

Над объективом Зенита-TTL (в данном случае - ТТЛ) нет больше селенового фотоэлемента! Там гордо красуется надпись «Зенит».

Справа на передней панели традиционно имеется гнездо проводного синхроконтакта, а под ним - рычаг завода и кнопка старта автоспуска.

Сзади - окуляр видоискателя, а слева от него ввинчивающаяся крышка батарейного отсека с пропилом под монетку.

Да, с этого самого момента батарейки в Зенитах стали массовым явлением.
Аппарат рассчитан на работу от одной батарейки РЦ-53.

По теме подбора замены советским элементам питания

Видоискатель Зенита-ТТЛ покрывает всего 65% площади кадра. Он довольно темный и яркость распределена заметно неравномерно.

В более поздних версиях с яркостью видоискателя стало получше.

Справа видна стрелка экспонометра.

В центре матового стекла имеется линза Френеля с микрорастром.

Снизу аппарата - только штативное гнездо. В данном случае оно максимально справа. У многих более поздних версий гнездо, как и у Зенита-ЕТ переехало ближе к центру.

Сверху у Зенита-TTL слева-направо находятся:
- селектор чувствительности пленки с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
- «холодная» скоба для вспышек;
- головка выдержек;
- поворотная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
- головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Головка выдержек большая, ухватистая с качественной накаткой.

Для изменения выдержки головку нужно просто повернуть, делать это можно как при взведенном, так и при спущенном затворе.

При взведении затвора головка не вращается.

В более поздних версиях головка выдержек претерпела косметические изменения. Изменились форма и цвет накатки.

Селектор чувствительности пленки - это, естественно, не просто памятка. Выставленное значение чувствительности используется при калькуляции экспозиции.

Селектор переключается с солидными щелчками. Имеются две шкалы чувствительностей: ГОСТ (ASA) и DIN.
Расчет экспозиции на Зените-TTL происходит так:

1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.

2. Предполагается, что переключатель режимов управления диафрагмой на объективе установлен в положение «А» - «Автоматическое управление»

3. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку спуска до некоторого ощутимого упора, но не до конца.

Тут нужно немного потренироваться, чтобы не спустить затвор. Кнопку нужно нажать до такой степени, чтобы на толкатель объектива передалось это движение, и диафрагма закрылась до выстеленного значения. Но затвор не должен сработать.

В этот момент включается электронная система замера света и расчета экспозиции. Уровень света измеряется на рабочей диафрагме.

4. Смотрим на стрелку в видоискателе.

Если она заняла горизонтальное положение - экспозиция оптимальна.

Если стрелка сместилась вверх, - света много. Нужно или уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму.

Если стрелка сместилась вниз, - света мало. Нужно или увеличить выдержку или открыть диафрагму.

Менять и выдержку и диафрагму можно при полу-нажатой кнопке спуска, т.е. диафрагма будет меняться сразу в рабочем положении, а экспозамер будет работать.

Все такие манипуляции будут влиять на положение стрелки, как говорится, в режиме on-line.

Нужно только учитывать, что древние фоторезисторы имели жуткую инерционность. На то, чтобы правильно среагировать на изменившееся освещение им требовалось до минуты времени.

Так, меняя выдержку и диафрагму нужно добиться горизонтального положения стрелки.

Когда стрелка заняла горизонтальную позицию, экспозиция не только рассчитана, но и уже внесена в фотоаппарата. Можно жать на спуск.

В целом, все просто, функционально и довольно удобно. Правда, в темном видоискателе, да при темной сцене, иногда бывает тяжело разглядеть стрелку. Но это уже детали.

Для обратной перемотки пленки у Зенита-ТТЛ имеется рулетка. Чтобы перемотать пленку нужно откинуть рукоятку.

Замок задней крышки у рассматриваемого экземпляра - старый, как на Зените-Е еще. Находится он снаружи на левом торце. У более поздних версий замок стал внутренним и сблокированным с рулеткой.

Отношение к камере.

Я очень высоко ценю появление в массовых Зенитах внутрикамерного экспозамера. Исходя из этого, Зенит-TTL, как уже говорилось, аппарат этапный.

С другой стороны, если до сих пор советский фотопром просто отставал от западного, то, пожалуй, именно с этого момента в сегменте массовых Зенитов начался совершенный уже застой.

Следующая модернизация случилась вместе с выходом аппарата Зенит-12СД - только через 5 лет в 1983 году. Все улучшения носили скорее косметический характер.

В сегменте более продвинутых аппаратов у КМЗ были, конечно, еще вполне удачные решения, например, Зенит-19. Но выпущено этих аппаратов было около сотни тысяч.

Рядовой фотолюбитель этих камер просто не увидел, да и не смог бы себе позволить.

На этой немного грустной ноте у меня все. Удачи!

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-TTL и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Выбрать переходник для своей камеры вам поможет таблица.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M42-Nikon F без линзы
M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42- Sony/ Minolta
Pentax M42-pentax K
Беззеркалки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1

Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Новые статьи я размещаю только там! Информация с этого ресурса сейчас переносится. О полном переносе я сообщу отдельно. Приглашаю Вас на свой новый сайт. До встречи! 1. Раздел "О проекте" — Вместо предисловия — Немного о себе — Чего в моем блоге не будет? — "Мечта советского фотолюбителя" 2. Раздел поиска "Мечты советского фотолюбителя" — Ищем "Мечту" среди шкальных фотоаппаратов — Ищем "Мечту" среди дальномерных фотоаппаратов — Резьба М39 и байонет Ц. У нас первый кандидат! — Средний формат. Сменится ли лидер? — Этап пятый. Новый лидер – Киев-15 — NEWОчередная смена лидера. Теперь это Зенит-16 3. Раздел полезной информации

Вместо предисловия

Всем привет!

На просторах Инета немало любительских блогов и профессиональных глубоко уважаемых мной ресурсов посвящено советской фототехнике. Ссылки на ресурсы, которые мной наиболее ценимы — я размещу в соответствующем разделе. Конкурировать с китами мне, вероятно, не светит. :о)
Как найти свою нишу? Вопрос непростой. Рискну сделать такое обобщение. Большинство авторов посвящает свои работы вопросам использования советской оптики с современными цифровыми камерами.
С 2010-х годов широкое распространение начали получать дешевые цифрозеркалки и беззеркальные камеры со сменной оптикой. Сменная оптика перестала быть уделом узкого круга профессионалов и прошла в массы.
И тут выяснилось интересное обстоятельство. Оказывается, объективы, выпущенные 30-40-50 лет назад ничем принципиально не отличаются от современных (ну кроме электроники, конечно).
Более того, эти объективы можно без особых ухищрений устанавливать на современные камеры и полноценно использовать в ручном режиме. Самое интер…

Фотоаппарат Зенит-Е обзор и инструкция

В 60-х годах на Красногорском Механическом Заводе придерживались концепции двух параллельных линеек фотоаппаратов.
Одна линейка должна была состоять из камер высокого уровня для профессионалов, вторая — из более простых и дешевых моделей — для массового потребителя.
В 1965 году в качестве профессиональных фотоаппаратов КМЗ уже освоил выпуск камер с центральными затворами на базе Зенита-4 .
Настало время позаботиться о простых фотолюбителях.
В этом сегменте тогда уже имелась удачная модель — Зенит-3М .
Фотоаппарат этот был очень неплох, и даже хорошо шел на экспорт.Но Зенит-3М имел все-таки ряд недостатков, с которыми и решено было побороться.
Во-первых, новый фотоаппарат должен был получить опускающееся зеркало постоянного визирования. Это был прорыв, т.к. до сих пор ВСЕ советские зеркалки, в т.ч. высокого класса — имели залипающее зеркало.
Во-вторых, в новую камеру решили интегрировать экспонометр. Это тоже был прорыв, т.к. встроить экспонометр в бюджетную модель до этого не получалось. Д…

ФЭД-5 обзор фотоаппарата и инструкция

Перечень всех обзоров и статей вы можете видеть на карте блога. Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.

Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.

При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.

В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.

Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.

Что нового было в 5-й? А совсем мало на само…







Собрав воедино все достоинства предыдущих моделей "Зенитов", в 1977 году КМЗ и БелОМО, на основе Зенит ЕМ начали выпускать фотоаппарат под названием Зенит TTL . О!…Это был наш ответ капиталистам, которые уже выпускали фотоаппараты с закадровым замером освещённости. В нём после объектива в поле визирования на одной грани полупрозрачной пентапризмы был установлен сернисто-кадмиевый фоторезистор ФПФ-9-2 , который замерял освещённость в кадре и выводил информацию в поле визирования в виде горизонтальной стрелки в правой части поля кадра через видоискатель. При заранее выставленной выдержке или диафрагме, в зависимости от приоритета, достаточно было регулировать другое значение до вывода стрелки в среднее положение. Всё! Аппарат готов к съёмке! Это было гораздо удобнее, чем сначала определять желаемые параметры экспонометром, а потом вводить их вручную в фотоаппарат. Правда сделано это было в ущерб яркости видимого изображения в видоискателе, но в 1983 году это было частично исправлено установкой двух фоторезисторов на задней грани пентапризмы с менее прозрачным покрытием. Для работы экспонометра требовалась батарейка, в качестве которой использовался ртутно-цинковый элемент РЦ-53 , устанавливающийся под съёмную крышечку на задней части фотокамеры. Все органы управления традиционно находятся на верхней панели фотоаппарата. Справа, если смотреть со стороны видоискателя, находится курковая головка взвода затвора и перевода плёнки на следующий кадр, на её верхней части диск шкалы счётчика кадров. Ближе к пентапризме головка установки выдержек. Их значения — от 1/30 до 1/500 и "B". Между ними кнопка спуска, внешнее кольцо которой при повороте включает режим обратной перемотки плёнки. На левой стороне панели находится головка обратной перемотки, внешнее кольцо которой служит для выставления значения чувствительности используемой плёнки. Затвор шторно-щелевой горизонтальный. Явнное преимущество штатного объектива Гелиос-44М 2/58 — это "прыгающая диафрагма ". При ней визирование может производиться при полностью открытой диафрагме и, как следствие, максимально яркого видимого изображения. А в момент съёмки при нажатии на спусковую кнопку сначала сжимаются лепестки диафрагмы до выставленного значения, а уже затем происходит спуск затвора. Система TTL в фотоаппарате включается при частичном нажатии кнопки спуска и сжатой диафрагме, а после настройки экспозиции кнопка отпускается, производится окончательное кадрирование и производится спуск. В старых моделях окончательное визирование делалось при уже выставленной экспозиции и кадр мог быть виден довольно тёмным при сильном диафрагмировании. Но был в этом фотоаппарате и недостаток — это окисление контактов батарейки и отказ работы электроники. Всего до 1985 года было выпущено 1 632 212 шт. на КМЗ и около 1 млн на оптико-механическом заводе БелОМО. Зенит TTL стал прототипом для выпуска последующих моделей.

Фотоаппарат «Зенит-ТТЛ» предназначен для любительской съемки на цветную и черно-белую фотопленки. Этот аппарат имеет экспонометрическое полуавтоматическое устройство с функцией измерения света, который проходит сквозь объектив (это и есть система ТТЛ), автоспуск, а также механизм синхронизации, предназначенный для работы импульсной лампой-вспышкой. «Зенит-ТТЛ» позволяет использовать сменные объективы, которые имеют присоединительную резьбу М24х1 и рабочее расстояние 45,5 мм.

Фотоаппарат используют для следующих видов специальной съемки:

Репродукционных работ, в которых применяются удлинительные кольца;

Съемки мелких изделий крупным планом, с весьма малых расстояний (такой вид называется "макросъемкой");

С применением микроскопа (такой вид называется "микросъемкой") и др.

«Зенит-ТТЛ» имеет ряд преимуществ:

1. Экспонометрическое полуавтоматическое устройство системы ТТЛ обеспечивает установку необходимой экспозиции при съемке со штатными и сменными объективами, светофильтрами, насадочными линзами, удлинительными кольцами.

2. Наличие в фотоаппарате «Зенит-ТТЛ» зеркала постоянного визирования позволяет проводить непрерывное наблюдение за объектом фотосъемки до экспонирования и после.

3. оснащается механизмом «прыгающей диафрагмы», который автоматически закрывается в момент срабатывания затвора (этот режим обозначается литерой «А»). Предусмотрен и ручной режим управления (такой режим обозначается литерой «М»).

4. Функция полностью открытой диафрагмы в фотоаппарате «Зенит-ТТЛ» обеспечивает максимально возможную яркость изображения, которое можно рассмотреть в видоискателе. Это весьма важно в момент проведения визирования, а также наводки резкости.

5. Последняя осуществляется по матированной поверхности и по микрорастру.

6. Система быстрой зарядки пленки, функция оперативной установки экспозиции, обратной перемотки, которая производится при фиксированной втулке отключения затвора, - все это значительно сокращает затраты времени, связанные с подготовительными операциями при фотосъемке аппаратом «Зенит-ТТЛ».

Инструкция содержит следующий перечень технических характеристик:

1. Формат кадра составляет 24х36 мм.

3. Длина ее составляет 1,65 м. Число кадров - 36.

4. Выдержка затвора - от 1/30 до 1/500 с, «B» и длительная.

5. Штатный объектив фотоаппарата - «Гелиос-44М»:
- составляет 58 мм;
- шкала диафрагмы - от 2 до 16;
- шкала расстояний - от 0,55 м до «∞»;
- максимально относительное отверстие - 1:2;
- электропитание экспонометрического механизма осуществляется одним элементом РЦ-53.

6. Диапазон чувствительности используемых пленок составляет от 16 до 500 ед. ГОСТа.

7. Посадочная резьба объектива - M42×1.

8. Резьба светофильтра - M52×0,75.

9. Резьба гнезда под штатив - 1/4″.

10. Линейное поле изображения видоискателя - 20×28 мм.

11. - 138×100×93 мм.

12. Масса фотоаппарата - 1,01 кг.

Согласно инструкции, зарядку и разрядку фотоаппарата необходимо производить при слабом освещении, избегая прямых солнечных лучей. Не рекомендуется вращать диск выдержек в интервале между соседними обозначениями «500» и «B» и диск установки светочувствительности в неоцифрованном интервале. Запрещается поворачивать без надобности спусковую кнопку затвора. Это приводит к отключению механизма. Взводить затвор необходимо всегда до упора (желательно двумя-тремя небольшими поворотами рычага). Это исключает пропуск кадров на пленке при экспонировании. Запрещено оставлять аппарат со взведенным затвором на длительное время, так как это может привести к ухудшению работы последнего. При съемке в морозную погоду не рекомендуется оставлять аппарат на открытом воздухе. Носить его необходимо, например, под верхней одеждой, вынимая лишь на время работы.