Стиральная машина смр 1.5. Параметрический ряд стиральных машин

4 января 2006 г.

Стиральные машины СМП по степени механизации процесса стирки являются более совершенными, чем машины с ручным отжимом (СМР). Отжим белья в машинах типа СМП производится центрифугой. Белье помещается в перфорированный барабан (ротор) центрифуги. Вода удаляется из белья под действием центробежных сил, возникающих при в ращении барабана с высокой частотой вокруг вертикальной или горизонтальной оси. Отжим с помощью центрифуги позволяет увеличить в 1,5...2 раза производительность машины по сравнению с отжимом валками, снизить в 2...3 раза остаточную влажность и не требует мускульных усилий человека.

Машины типа СМП могут иметь один или два бака. Большинство полуавтоматических стиральных машин - двухбаковые.

Двухбаковая стиральная машина

Двухбаковая стиральная машина состоит из корпуса, шасси, стирального бака с активатором, центрифуги, бака центрифуги, гидросистемы и электрооборудования. Корпус машины имеет прямоугольную форму и изготовлен из листовой стали. Наружная поверхность корпуса покрыта эмалью или окрашена нитроэмалевой краской. Корпус монтируется на шасси. Внутри корпуса расположены стиральный бак, бак центрифуги, гидросистема и электрооборудование машины. Сверху корпус закрывается крышкой.

Стиральный бак, имеющий прямоугольную форму, предназначен для стирки и полоскания белья. В баке расположен активатор, вал которого вращается в бронзографитных подшипниках. Материал, из которого сделаны бак и активатор, и форма активатора такие же, как в стиральных машинах типа СМР. В машине может быть один или два активатора. При наличии двух активаторов более интенсивно циркулирует моющий раствор и в меньшей степени закручивается белье. Активаторы обычно устанавливают в специально выштампованных выемках на дне бака и разделяют рассекателем, имеющим форму овального ребра. Машины этого типа в изготовлении более трудоемки, чем машины с одним активатором. По два активатора установлено в выпускавшихся ранее стиральных машинах ЗАРЯ, ТУЛА-3 и др. Выпускаемые в настоящее время и проектируемые стиральные машины имеют один активатор.

Бак центрифуги служит для сбора жидкости, выделяемой из белья при отжиме, и предотвращения ее разбрызгивания. Бак имеет округлую форму и изготовлен из листовой стали. Внутри бака расположена центрифуга, ротор которой выполнен в виде перфорированной корзины, имеющей форму цилиндра или усеченного конуса. У конических центрифуг диаметр основания больше диаметра загрузочного отверстия. Для более интенсивного стока жидкости перфорацию выполняют обычно в нижней части корзины. Расстояние между основанием центрифуги и дном бака должно быть таким, чтобы объем пространства, ограниченного этими плоскостями, был больше объема жидкости, вытекающей из белья естественным путем при закладке его в корзину. В противном случае затрудняется пуск центрифуги, так как двигатель должен преодолевать трение корзины о жидкость. Бак закрывают откидной или сдвигающейся крышкой, которая связана с электрической блокировкой, отключающей электродвигатель привода центрифуги от источника питания при открывании крышки, что уменьшает вероятность травм.

Состав электрооборудования машин СМП.

В электрооборудование машин типа СМП входят электродвигатели привода активатора и центрифуги, пускозащитные и защитные реле, реле времени, выключатели, переключатели и другие элементы. В машине может быть один или два электродвигателя. Если электродвигатель один, то вращение предается активатору и центрифуге с помощью обгонных муфт и клиноременных передач. Стирка и отжим белья в таких машинах производится поочередно. Если электродвигателей два, то один из них используется для привода активатора, другой - для привода центрифуги. Вращение передается активатору и центрифуге через ременные передачи. В некоторых машинах центрифуга непосредственно связана с валом электродвигателя.

Однодвигательный привод дешевле двухдвигательного, однако не позволяет одновременно стирать и отжимать белье, что снижает производительность машины в эксплуатации. По одному электродвигателю имеют выпускавшиеся ранее стиральные машины ЗАРЯ-2, КИЕВ, ОКА-4. Выпускаемые в настоящее время и вновь разрабатываемые двухбаковые стиральные машины СМП имеют по два электродвигателя.

Привод двухбаковых машин

В двухбаковых машинах типа СМП для привода активатора применяют те же электродвигатели, что и в машинах типа СМР, а именно: с пусковой обмоткой типа АД-180-4/71С, АЕР-16, ДБСМ-1 и конденсаторные - типа КД-180.4/56р, АВЕ-071-4С. Для привода центрифуги можно использовать коллекторные и асинхронные электродвигатели. Например, в машине НИСТРУ установлен коллекторный двигатель УВ-051Ц, имеющий номинальную мощность 65 Вт и частоту вращения 7000 об/мин. Вращение с вала электродвигателя передается на центрифугу ременной передачей. Рабочая частота вращения центрифуги - 2000 об/мин. Коллекторные двигатели имеют удобную для запуска центрифуги форму механической характеристики. Однако из-за наличия коллекторно-щеточного узла эти двигатели плохо работают в условиях частых затяжных пусков, характерных для эксплуатации стиральной машины. Надежность коллекторных двигателей ниже, а стоимость выше, чем у асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.

Учитывая эти недостатки, для привода центрифуг двухбаковых машин типа СМП теперь используют только асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором. В машинах отечественного производства применяются асинхронные короткозамкнутые электродвигатели ДАО-Ц (с рабочим конденсатором) которые имеют номинальную мощность 120 Вт и частоту вращения 2700 об/мин. Вал электродвигателя жестко связан с валом центрифуги.

Большинство стиральных машин типа СМП зарубежного производства имеют тормоза, автоматически останавливающие центрифугу в течение 5...10 с после открывания ее крышки. В отечественных машинах используется электродвигатель привода центрифуги с встроенным тормозом типа ДЦСМ-3. Это однофазный электродвигатель с фазным ротором и рабочим конденсатором, номинальная мощность которого 120 Вт, а номинальная частота вращения 2650 об/мин. Электродвигатель ДЦСМ-3 обеспечивает автоматическое торможение центрифуги, загруженное номинальным количеством белья, в течение 5...12 с после открывания ее крышки.

Центрифуга, загруженная мокрым бельем, имеет большой момент инерции. Время разгона до установившейся частоты вращения в зависимости от емкости центрифуги находится в диапазоне 40...60 с, поэтому мощность электродвигателя расходуется в основном на разгон центрифуги. Для сокращения времени разгона центрифуги и уменьшения потерь энергии в переходном режиме электродвигатель должен иметь достаточно большой пусковой момент. Для этого обмотку ротора выполняют с повышенным сопротивлением. Однако при этом увеличиваются габаритные размеры электродвигателя, не полностью используется его мощность в установившемся режиме работы, снижаются энергетические показатели.

В ряде машин применяется электродвигатель с пусковым конденсатором. Такие двигатели имеют хорошие пусковые характеристики, их мощность в установившемся режиме работы используется полностью. Габаритные размеры их меньше, а коэффициент полезного действия выше, чем у двигателей той же мощности с рабочим конденсатором и повышенным сопротивлением роторной обмотки.

Гидросистема машины типа СМП.

Гидросистема машины типа СМП состоит из стирального и сливного баков, центрифуги, насосов, соединительных и сливных шлангов, кранов и перепускных клапанов. Для слива моющего раствора из стирального бака и бака центрифуги в машине может быть один или два насоса.

Рис. 1 Гидравлическая схема двухбаковых стиральных машин с двумя насосами.

В машине с двумя насосами (рис.1) один насос работает от электродвигателя привода центрифуги и откачивает моющий раствор из бака центрифуги, а второй работает от двигателя привода активатора и обеспечивает циркуляцию моющего раствора или откачку его из стирального бака. По два насоса имеют, например, стиральные машины ПЧЕЛКА и ВОЛГА.

Рис. 2 Гидравлическая схема двухбаковых стиральных машин с одним насосом и перепускным клапаном.

Если в машине один насос, то он работает от электродвигателя привода центрифуги. Моющий раствор откачивается через перепускной клапан или проходной кран. Гидросистему с одним насосом и перепускным клапаном (рис.2) имеют стиральные машины АУРИКА-70 и СИБПРЬ-5М. Перепускной клапан связан со стиральным баком и баком и баком центрифуги соединительными шлангами. Выход перепускного клапана связан с входным штуцером насоса, выходной штуцер которого соединен со сливным шлангом. Конструкция перепускного клапана такова, что при неработающем насосе клапан препятствует поступлению жидкости из стирального бака в бак центрифуги. В то же время моющий раствор из стирального бака свободно поступает в сливной шланг. Поэтому при стирке белья свободный конец сливного шланга должен быть опущен в стиральный бак (сплошная линия на рис. 2). При работающем насосе жидкость из бака центрифуги перекачивается в стиральный бак, усиливая циркуляцию моющего раствора. Для слива моющего раствора свободный конец сливного шланга переносят в раковину (пунктирная линия на рис.2).

Рис. 3 Гидравлическая схема двухбаковых стиральных машин с одним насосом и переходным краном.

Гидросистему с одним насосом и проходным краном (рис.3) имеет стиральная машина ЭВИ. Проходной кран связан с баками соединительными шлангами. Выход крана связан с входным штуцером насоса, выходной штуцер которого соединен со сливным шлангом. На пульт управления вынесена рукоятка крана, имеющая два положения "С" и "Ц". В положении "С" кран связывает сливной шланг с соединительным шлангом стирального бака, в положении "Ц" - с соединительным шлангом бака центрифуги. При работающем электродвигателе привода центрифуги, в положении "С" рукоятки крана и расположении сливного шланга, показанном на рис. 3 сплошной линией, насос перекачивает жидкость из нижней части стирального бака в его верхнюю часть. В положении "Ц" рукоятки крана насос перекачивает жидкость из бака центрифуги в стиральный бак. Для слива моющего раствора свободный конец сливного шланга переносят в раковину (пунктирная линия на рис.3).

При работе на двухбаковой стиральной машине типа СМП необходимо вручную перекладывать белье из стирального бака в центрифугу. На эту операцию уходит много времени.

Однобаковые полуавтоматические стиральные машины.

Однобаковые полуавтоматические стиральные машина не имеют этого недостатка. Стирка, полоскание и отжим белья в таких машинах производятся в одном баке. Конструктивно они могут быть выполнены с лопастными мешалками или с барабанами. Машина с лопастной мешалкой состоит из корпуса, стирального бака центрифуги с мешалкой, внутреннего бака корпуса, редуктора и электродвигателя. Корпус машины, изготовленный из листовой стали, имеет круглую или прямоугольную форму. Внутри корпуса расположен стиральный бак-центрифуга, а под ним - электродвигатель с редуктором.

При стирке вращательное движение вала электродвигателя через редуктор передается лопастной мешалке, которая, совершая поворотно-реверсивные движения, передвигает находящееся в стиральном баке белье и перемешивает моющий раствор. Бак-центрифуга при этом. находится в неподвижном состоянии. При отжиме электродвигатель через редуктор вращает бак-центрифугу с частотой 700...800 об/мин". Под действием возникающих центробежных сил жидкость из белья и бака поднимается по стенкам бака-центрифуги и через отверстия, расположенные в его верхней части, стекает во внутренний бак корпуса машины. Оттуда жидкость сливается самотёком или насосом в канализацию. При отжиме белья мешалка не работает.

В редукторе находится механизм переключения режимов работы машины управление которым производится с помощью рычага, расположенного на корпусе машины. Рычаг имеет три фиксированных положения: «Стирка», «Отжим» и нейтральное положение, причем рычаг можно перевести из положения «Стрка» и «Отжим» только через нейтральней положение.

Лопастные мешалки имели стиральные машины отечественного производства ранних выпусков ЭАЯ-2, ЭАЯ-3, РИГА-54, УСМ-1 и др. Недостатками этих машин являются сложность конструкции, большая трудоемкость в изготовлении, сильный шум, создаваемый редуктором, низкая надежность.

Полуавтоматические машины барабанного типа

В однобаковых стиральных полуавтоматических машинах барабанного типа (рис. 4) стирка, полоскание и отжим белья производятся в перфорированном барабане, вращающемся относительно горизонтальной оси. Барабан установлен в стиральном баке, который расположен в корпусе. Уровень жидкости в баке подбирают так, чтобы барабан был частично погружен в нее.

Во время стирки барабан вращается прерывисто-реверсивно с частотой 50...60 об/мин. При этом белье в нем перемешивается.

Рис. 4 Схема конструкции стиральной машины барабанного типа

При отжиме барабан вращается с частотой 300...800 об/мин в одном направлении. Под действием возникающих центробежных сил белье прижимается к внутренней поверхности барабана, а отделяющаяся жидкость через отверстия стекает в стиральный бак, из которого удаляется самотеком или насосом. Чем выше частота вращения барабана при отжиме, тем больше центробежные силы и меньше остаточная влажность белья. Перед началом отжима стиральный бак освобождают от находящегося в нем моющего раствора. В машинах барабанного типа, благодаря совмещению операций стирки, полоскания и отжима белья в одном барабане, значительно сокращены затраты ручного труда по сравнению с двухбаковыми машинами. Участие человека сводится лишь к выполнению таких операций, как наполнение машины водой, загрузка белья и моющих средств, включение машины и переключение ее на необходимый режим. Потеря прочности белья в барабанных машинах ниже, чем в двухбаковых активаторных, что позволяет стирать в них синтетические, шелковые и шерстяные изделия.

К недостаткам стиральных машин барабанного типа следует отнести большое время стирки, меньшую степень отстирываемости и более высокую остаточную влажность белья после отжима по сравнению с двухбаковыми машинами активаторного типа. Время, стирки белья средней степени загрязненности для машин барабанного типа составляет 10... 15 мин, для активаторных - 3..б мин, остаточная влажность 100-120% вместо 50...60% в активаторных машинах. Остаточную влажность в СМП барабанного типа можно уменьшить путем увеличения частоты вращения барабана при отжиме. В машине такого типа должно быть как минимум две частоты вращения, одна из которых используется для стирки, другая - для отжима. Отношение этих частот для разных машин должно быть от 1:6 до 1:14.

Кинематические схемы привода барабанных машин

Кинематические схемы привода барабанных машин весьма разнообразны. Однако все их можно разделить на две группы. К первой относятся схемы, в которых изменение частоты вращения барабана достигается чисто электрическим способом (двухдвигательный, двухскоростной, тиристорный приводы). Ко второй группе относятся схемы, в которых изменение частоты осуществляется с помощью различных механических устройств, таких как муфты обгона и т.п..

Рис.5

На рис. 5 показана кинематическая схема привода, состоящего из двух электродвигателей и двух ременных передач. Один двигатель предназначен для привода барабана в режиме стирки, второй - для привода в режиме отжима. Вращающий момент с вала электродвигателя привода стирки передается на вал барабана посредством двух ременных передач, а с вала электродвигателя-привода отжима - через одну ременную передачу. В качестве приводных обычно используют асинхронные короткозамкнутые электродвигатели. Синхронная частота вращения электродвигателя привода стирки равна 1000 или 1500 об/мин, а электродвигателя привода отжима - 3000 об/мин. Коэффициенты ременных передач выбирают так, чтобы получить необходимые частоты вращения барабана при стирке и отжиме. Если номинальная частота вращения вала электродвигателя привода отжима равна Пд2, а необходимая частота вращения барабана при отжиме-Nо, то коэффициент ременной передачи 1 должен составлять Пдо/Nо. При номинальной частоте вращения электродвигателя привода стирки, равной Пд1, и необходимой частоте вращения барабана при стирке Nс коэффициент ременной передачи 2 должен составлять Пд1*Nс/Пд2*Nо. В режиме стирки к источнику питанияподключен только электродвигатель привода стирки, а электродвигатель приводаотжима работает на холостом ходу. Момент трения подшипников электродвигателя привода отжима преодолевается электродвигателем привода стирки. В режиме отжима к источнику питания подключен электродвигатель природа отжима, обмотка электродвигателя привода стирки обесточена, т.е., он работает на холостом ходу. Момент трения подшипников электродвигателя привода стирки преодолевается электродвигателем привода отжима.

Положительным свойством двухдвигательного привода является его относительно невысокая стоимость благодаря применению простых "по конструкции высокооборотных двигателей. К недостаткам следует отнести большие габаритные размеры и быстрый износ подшипникового узла электродвигателя, работающего в режиме стирки. Первый недостаток обусловлен наличием двух ременных передач, второй - большой частотой вращения электродвигателя (в режиме отжима), которая равна произведению частоты вращения барабана при отжиме и коэффициентов ременных передач 1 и 2.

Рис.6 Кинематическая схема совмещенного привода.

В систему с совмещенным приводом (рис. 6) входят асинхронный короткозамкнутый электродвигатель и коллекторный электродвигатель, расположенные в общем корпусе на общем валу. Вращающей момент с вала электродвигателя передается на вал барабана через ременную передачу. В режиме стирки к источнику питания подключен асинхронный^электродвигатель, а в режиме отжима - коллекторный электродвигатель. По сравнению с двухдвигательным, совмещенный привод имеет меньшие габаритные размеры и массу. Недостаток его: заключается в наличии коллекторно-щеточного узла, который снижает надежность привода в эксплуатации и требует специальных устройств для подавления радиопомех.

Рис.7 Кинематическая схема привода от одного электродвигателя через ременные передачи:.

На рис. 7 показана кинематическая схема привода барабана от односкоростного электродвигателя через систему ремённый передач. На валу электродвигателя 8 расположены ведущие шкивы ременных передач 1 и 9. Ведущий шкив передачи 1 состоит из двух частей, одна из которых (2) может перемещаться вдоль оси вала под действием электромагнита 3 с пружиной. На валу 13 барабана 11 расположены ведомые шкивы передач 1 и 10. Ведомый шкив передачи 1 жестко связан с валом барабана. Ведомый шкив передачи 10 выполнен так, что при вращении в одном направлении он имеет механическую связь с валом через пружину 12, а при вращении в противоположном-- не имеет, поэтому шкив может свободно вращаться относительно вала барабана с любой частотой.

При обесточенной обмотке электромагнита 3 щека 2 под действием пружины занимает крайнее правое положение. Вращающий момент с вала электродвигателя 8 передается на вал 13 барабана 11 через ременные передачи 9, 10 и пружину 12. Через передачу 1 вращающий момент на вал барабана не передается, так как ремень этой передачи свободно скользит по ведущему шкиву. Барабан вращается с частотой, соответствующей режиму стирки.

Для перехода в режим отжима обмотку электромагнита 3 подключают к источнику питания. Щека 2 перемещается влево и зажимает ремень передачи 1, благодаря чему вращающий момент с вала электродвигателя 8 передается на вал барабана через эту передачу. Барабан вращается с частотой, соответствующей режиму отжима. Ведомый шкив передачи 10 продолжает вращаться с прежней частотой, однако из-за того, что частота вращения вала 13 выше, чем частота вращения ведомого шкива, вращающий момент на вал барабана через передачи 9, 10 не передается и они работают на, холостом ходу.

В данной схеме от электродвигателя 8 осуществляется также привод насоса 5, предназначенного для слива моющего раствора. При подаче питания на обмотку электромагнита 4 диск б фрикционной передачи входит в зацепление с диском 7, расположенным на валу электродвигателя, и вращательное движение от него передается на вал насоса.

Рис.8 Кинематическая схема привода от одного электродвигателя через зубчатые передачи:.

Схема привода, показанная на рис.8, отличается от схемы, изображеннойна рис.7, тем, что вращающий момент с вала. односкоростного электродвигателя 7 передается на вал барабана при помощи фрикционной муфты 6, обгонной муфты 11 и системы зубчатых передач 3, 10. В режиме стирки при обесточенной обмотке электромагнита 8 фрикционная муфта б бездействует. Вращающий момент с вала 8 электродвигателя 7 передается ведущей шестерне зубчатой передачи 3 через шпоночное соединение и шлицевые втулки 9. Ведомая шестерня передачи 3 через обгонную муфту 11, выходной вал 1 и ременную передачу 2 передает вращающий момент на вал барабана,приводя его во вращение с частотой, соответствующей режиму стирки. Через зубчатую передачу 10 вращающий момент с вала электродвигателя на вал барабана не передается, так как она не имеет механической связи с валом электродвигателя.

Для перехода в режим отжима обмотку электромагнита 5 подключают к источнику питания. При этом рычаг 4 под действием электромагнита перемещает вал, на котором расположена ведущая шестерня зубчатой передачи 3, влево и включает фрикционную муфту б. Вращающий момент вала электродвигателя передается на вал барабана через муфту обгона 11, выходной вал 1 и ременную передачу 2. Барабан вращается с частотой, соответствующей режиму отжима. Ведомая шестерня передачи 3 продолжает вращаться с прежней частотой, однако не передает вращающий момент с вала электродвигателя на вал барабана.

Новый тип привода барабана.

Общим недостатком рассмотренных кинематических схем привода барабана вляются их большие габаритные размеры и низкая надёжность. Поэтому в большинстве современных моделей стиральных машин барабанного типа применяют двухскоростные асинхронные двигатели с короткозамкнутыми роторами. Кинематическая схема такого привода состоит из одного двухскоростного двигателя и одной ременной передачи, что позволяет значительно повысить надежность привода. Двухскоростные двигатели имеют обычно на статоре две независимые обмотки, каждая из которых рассчитана на определенную частоту вращения. Номинальные частоты вращения электродвигателя и коэффициент ременной передачи выбирают так, чтобы получить необходимые частоты вращения барабана в режимах стирки и отжима. Недостатком привода с двухскоростным электродвигателем является увеличение габаритных размеров двигателя с увеличением необходимой частоты вращения барабана при отжиме. В несколько меньшей степени этот недостаток проявляется в двухскоростных электродвигателях специальной конструкции с двумя статорами: наружным и внутренним. Иногда целесообразно для привода барабана применять регулируемые электродвигатели постоянного тока, питаемые через тиристорные преобразователи.

Широко распространена полуавтоматическая стиральная машина барабанного типа ЭВРИКА-ЗМ с номинальной загрузкой 3 кг, а также полуавтоматические стиральные машины барабанного типа модели АЙЩА и ИСЕТЬ.

Использованы материалы из книги "Стиральные машины от А до Я" С.Л. КорякинЧерняк 2005

Всего хорошего, пишите to © 2005

На основании анализа существующего парка стиральных машин , исследований технологии стирки и перспективных решений раз­работан параметрический ряд стиральных машин (ОСТ.27-56-414-78). Всего в ряду 12 моделей (табл. 3.5).

Две модели типа СМ: СМ-1 с боковым активатором; СМ-1,5 с дон­ным активатором. Две модели типа СМР: СМР-1,5 с цилиндрическим баком и корпусом и донным активатором; СМР-2 с прямоугольным корпусом, прямоугольным усеченным баком и боковым активатором. Следует отметить, что эти две модели заменят 29 существующих, чем обеспечится глубокая унификация и улучшатся условия ремонта. Че­тыре модели полуавтоматических машин: СМП-2 и СМП-З с совме­щенными стиральным баком и баком центрифуги, с донным активато­ром; СМП-2Д, двухбаковая с отдельными баками для стирки и отжима; СМП-ЗБ, однобаковая барабанная машина с верхней загрузкой. Учи­тывая перспективность автоматических машин, в ряд включены четыре модели типа СМА: СМА-ЗБ и СМА-4Б, однобаковые барабанные ма­шины с верхней загрузкой; СМА-ЗФБ, однобаковая барабанная машина с фронтальной загрузкой, совмещенная с раковиной умывальника; СМА-ЗФБ, СМА-4ФБ, барабанные машины с фронтальной загрузкой.

Учитывая, что при разработке машин СМ-1 с навесным активатором и СМА-ЗФБ, совмещенной с раковиной умывальника, разработчики

Без отжима

Разработка нецелесообразна

Отжимным устройством (СМР)

/ЖШІІІІІ,

■шпшпж я

X------------------

Встретились с определенными трудностями, а серийное производство этих машин проблематично, описание в данной работе их не при­ведено.

Машина СМ-1 (рис. 3.16). Машина состоит из бака 10, крышки I бака, кожуха 6, активатора 12, платы 5 и электрооборудования. На плате закреплены: электродвигатель 13, реле 15 времени, конденса­торы 14. Основные детали машины выполнены из полипропилена. Акти­ватор закреплен непосредственно на резьбовом конце вала электро­двигателя. В нижней передней части бака расположен сливной патру­бок 11 с пробкой 8. На патрубок может одеваться сливной шланг 9, имеющийся в комплекте принадлежностей. Электродвигатель КД-120-4/56Р УХЛЧ включается через реле времени РВ-6. В качестве фазосдвигающих конденсаторов применяют три конденсатора МБГЧ-1-1-250В на 10,4 и 1 МкФ, включенные параллельно. Электри­ческая схема машины приведена на рис. 3.16, в.

Машина СМ-1,5 (рис. 3.17). Машина состоит из бака 2 (прямо­угольной формы), привода, крышки 3 бака, активатора 1, электро-

Шнура 12. Стиральный бак, кожух привода"и крышка бака выполнены из пластмассы. Стиральный бак имеет выемку в днище для установки активатора и выступы на внутренней стенке, указывающие на необхо­димый уровень воды для стирки и полоскания. Активатор приводится во вращение электродвигателем через ременную передачу 10. Привод машины состоит из электродвигателя 9 марки АВЕ-071-4С, реле вре­мени 6, конденсаторов 7 марки К75 и 8 марки КБГ. Пуск и остановка привода активатора осуществляется с помощью реле времени, ручка 4 которого выведена на панель пульта управления. Реле времени обеспе­чивает автоматическое управление циклическим реверсированием, при этом чередование фаз процесса реверсирования происходит в такой последовательности: рабочий период, соответствующий вращению

Электродвигателя в одну сторону, 50 с; пауза 10 с; рабочий ход в обрат­ную сторону 50 с. Машины типа СМ-1 и СМ-1,5 устанавливаются над прямобортной ванной на специальной подставке (рис. 3.18).

Стиральная машина СМР-1,5 (рис. 3.19) имеет корпус 1, в котором расположен бак 2, выполненный из нержавеющей стали. На одном валу с активатором 21 установлен центробежный насос 20, которые приводятся во вращение с помощью электродвигателя КД-180. Элек­тродвигатель установлен на наклонной раме 16, продольные пазы кото­рой позволяют регулировать натяжение ременной передачи. Отжимное устройство с двумя обрезиненными валками съемное; закрепляется в рабочем положении винтом на кронштейне бака. Для пуска и оста­новки двигателя применено реле времени РВЦ-50, обеспечивающее реверсивное вращение двигателя. На внутренней поверхности бака имеется отметка заливаемого уровня воды при стирке и полоскании. Машина перемещается на двух роликах. Для переноски машины имеются пластмассовые ручки. В комплект машины входит наливной шланг для заливки воды из водопровода. Сверху машина закры­вается съемной крышкой. Экспериментально было найдено оптималь­ное соотношение диаметра стирального бака и активатора при осе­симметричном расположении активатора: й/й= 1,23. Высота лопатки активатора должна составлять 0,04 диаметра бака, частоту вращения активатора целесообразно выбирать из соотношения п = Кй, где К= = 1,64-2,5 1/(мин-мм). Результаты этих исследований были учтены при конструировании машин параметрического ряда, в том числе и при конструировании машины СМР-1,5.

Стиральная машина СМР-2 (рис. 3.20) состоит из прямоугольного корпуса 11, съемной передней панели 10, стирального бака 14, отжим­ного устройства 6, поддона 12, крышки бака и крышки машины. Стиральный бак выполнен из нержавеющей стали. В верхней части бака установлено откидное отжимное устройство. Расстояние между отжимными валками регулируется ручкой 7. На внутренней стенке бака имеется отметка, указывающая на необходимый уровень воды для стирки и полоскания. В нижней части бака расположен съемный фильтр 13. Активатор 15 вращается в специальном подшипнике и при­водится во вращение электродвигателем через ременную передачу. Активатор вмонтирован в стенку бака. Пуск и остановка машины осу­ществляются от контактов реле времени, ручка которого выведена на переднюю панель управления. На передней панели управления также установлены ручки переключения режимов стирки и включения электро­насоса. На съемной передней панели смонтированы реле времени, пере­ключатель режимов стирки, реверсивное устройство активатора, кон­денсаторы. Электродвигатель, электронасос и клеммная колодка уста­новлены на поддоне 12. Клеммная колодка закрывается крышкой 18. Слив остатков жидкости из насоса производится через сливной кран в специальную емкость. Машина перемещается по полу на двух роли­ках. Шнур с вилкой в нерабочем положении укладывается в карман в нижней части корпуса. Электрическая схема машины СМР-2 пока­зана на рис. 3.20, в.

Стиральная машина СМП-2Д (рис. 3.21). При проектировании базовой модели СМП-2Д в качестве основы взята конструкция машины «Золушка». Машина состоит из стирального бака 7 с боковым диско­вым активатором 8, бака центрифуги 9 с вертикальной корзиной 10, центробежного насоса 12, клапанного устройства 13, системы управ­ления. Стиральный бак и"бак центрифуги вместе с верхней панелью представляют собой единую конструкцию. Корпус 6.машины сборный, из двух металлических панелей. Корпус соединен с верхней панелью и баками стяжками. Машина имеет четыре ролика для перемещения

А - внешний вид; б - схема; 1 - пульт управлении; 2 - ручка дли переноса; 3 - крышка центрифуги; 4 - крышка бака; 5 - ременная передача; 6 - корпус; 7-бак; 8 - акти­ватор; 9 - центрифуга; 10 - барабан центрифуги (корзина); 11 - муфта; 12 - насос; 13 - клапанное устройство; 14 - электродвигатель; 15 - гидросистема; 16 - роликовые опоры

По полу. Загрузочные отверстия бака для стирки и бака для отжима закрываются автономными крышками. Центрифуга работает только при закрытой крышке (блокировка от возможного травматизма). Центробежный насос 12 установлен на корпусе и соединен шлангами с клапанным устройством 13. В некоторых моделях вместо автомати­ческого устройства применена механическая система переключения с выводом ручки на переднюю панель. Конструкция предохранитель­ного клапана такова, что при неработающем насосе клапан препят­ствует поступлению жидкости из стирального бака в бак центрифуги. При включении насоса жидкость из бака центрифуги перекачивается в стиральный бак. Внутренняя гидросистема обеспечивает кольцевую циркуляцию раствора. Пульт управления расположен на передней па­нели машины и несколько утоплен внутрь, что защищает его от капель. Активатор и корзина центрифуги приводятся в движение разными электродвигателями. Вращающий момент к центрифуге подается через эластичную муфту, которая снижает вибрации машины в момент пуска центрифуги. Для обеспечения трех режимов стирки различных тканей применено универсальное электронное реверсивное устройство (УЭРУ).

Стиральная машина СМП-2 с совмещенными стиральным баком и баком центрифуги (рис. 3.22) (аналогичная модель - СМП-3) яв­ляется более перспективной, чем двухбаковая машина. Этот тип машин позволяет на базе единой конструкции создавать как полуавтомати­ческие, так и автоматические стиральные машины с различным числом программ. Переход от одного типа машины к другому осуществляется путем введения разных электронных систем управления, унифициро­ванных по размерам. Унифицированные электронные системы на базе 106

Микропроцессоров описаны в гл. 6. Поэтому в настоящем разделе ограничимся только описанием механической части машины.

1,5; 1 кг. Водный модуль машины с совме­щенным баком несколько больше, чем в других типах машин, но это дозволяет по­высить отстирываемость и отполаскива-

Емость. Максимальная продолжительность стирки для машины этого типа 25 мин. При этом в бак заливается вода требуемой температуры. Автома­тическая машина СМА-2 (на базе конструкции СМП-2) нагревает воду до. заданных циклограммой температур. При этом максимальное время стирки не превышает 1,5 ч. Номинальная частота вращения центрифуги 900-1000 об/мин, что позволяет получить остаточную влажность 65-70%.

Рис. 3.23. Внешний вид стиральной машины СМП-2 (СМП-3) в пластмассовом варианте:

/ - ручка для переноса; 2-подключение шланка; 3 - ручка управления временем стир­ки; 4 - символы программ; 5 - ручка режи­мов; 6 - верхняя панель; 7 - крышка загру­зочного люка; 8 - корпус

Стиральная машина состоит (рис. 3.22, б) из корпуса 1 с крышкой, бака 7, амортизирующей системы подвески 11 бака, барабана 8 для стирки, полоскания и отжима, акти­ватора 12, гидросистемы для откачки жидкости из бака, узла привода акти­ватора и барабана (редуктор 13, тор­моз 6, электродвигатель 14), электрон­ной системы управления (ЭСУ) 10.

Узел привода активатора и барабана разработан в двух вариантах. В первом варианте для привода активатора применен один двигатель и специальный редуктор (см. рис. 3.22, а). Во втором варианте установ­лено два двигателя (отдельно для активатора и центрифуги), в ре­зультате чего отпадает необходимость в редукторе. Однако, по мнению авторов, целесообразно создавать машину с одним двигателем и редук­тором. Второй вариант показан на рис. 3.22, б.

Имеется проработка полностью пластмассового варианта такой машины (рис. 3.23), но только в полуавтоматическом режиме работы, так как нагрев раствора до 90 °С в пластмассовом баке проблемати­чен. Отечественного аналога машина не имеет, так как стиральная машина такого типа в СССР разработана впервые. За аналоги раз­работки приняты модели японских фирм: «Хитачи» (Hitachi) и «Натио - наль» (National).

Стиральные машины СМА-ЗБ и СМА-4Б (рис. 3.24) с верхней за­грузкой выпускают на 3 кг сухой ткани (СМА-ЗБ) и на 4 кг (СМА-4Б). Конструктивно и по системе управления эти машины практически не различаются. Отличием является объем стирального бака и, как след­ствие, размеры. Машина СМП-ЗБ (полуавтоматическая) отличается от машины СМА-ЗБ отсутствием нагревателя и упрощенной системой управления. Как видно, между машинами СМП-ЗБ и СМА-ЗБ довольно большой уровень унификации. Поэтому ограничимся описанием ма­шины СМА-ЗБ.

Автоматические (полуавтоматические) барабанные стиральные ма­шины с верхней загрузкой (см. рис. 3.24) состоят из основания 15, корпуса 5 с ручкой 4, верхней крышки 3, бака 12, барабана 8, системы виброизоляции, электропривода и электронной системы управления. Основание машины представляет собой жестко отбортованный про­филь, выполненный методом штамповки. На основании имеются места крепления для амортизаторов 13 и роликов перемещения (или опор 108

СССР МИНИСТЕРСТВО МАШИНОСТРОЕНИЯ ДЛЯ ЛЕГКОЙ И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРОБЫТОВЫХ МАШИН И ПРИБОРОВ

МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ЗАВОД «БЫТМАШ»

МАШИНА СТИРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЫТОВАЯ типа СМР-1.5

Инструкция по эксплуатации

Мелитополь-1974

ВНИМАНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ

До ознакомления с конструкцией и правилами эксплуатации не включайте стиральную машину в электрическую сеть.

К СВЕДЕНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ

1. При покупке стиральной машины, убедитесь, соответствует ли напряжение, указанное на заводской табличке, напряжению сети в вашей квартире.

Покупая стиральную машину, проверьте ее исправность и комплектность.

Проследите, чтобы в паспорте и на отрывном талоне была поставлена дата продажи и штамп магазина.

Паспорт следует хранить в течение всего гарантийного срока.

При покупке машины покупатель должен быть проинструктирован о правилах пользования ею, о чем должно быть записано в соответствующей графе паспорта.

2. Завод гарантирует нормальную работу стиральной машины в течение 2-х лет со дня продажи ее магазином.

Завод не несет ответственности и не гарантирует нормальную работу машины в следующих случаях:

а) несоблюдение правил эксплуатации;

б) при небрежном хранении и транспортировке машины покупателем, либо торгующей организацией;

в) если стиральная машина ремонтировалась потребителем или лицами на то не уполномоченными;

г) если поломка произошла не по вине завода;

д) при отсутствии в паспорте отметки о проведенном инструктаже, проверке исправности машины и штампа магазина с указанием даты продажи.

Электродвигатели, которые подвергались разборке владельцами стиральных машин, гарантийному обмену не подлежат.

ПРИМЕЧАНИЕ : Хранить машину следует в помещении с температурой не ниже +5°С.

Ваши отзывы о работе стиральной машины, замечания о ее недостатках, пожелания направляйте по адресу:

Мелитополь,

Запорожской области, ул. К. Маркса, 28 Мелитопольский завод «Бытмаш».

КОМПЛЕКТОВОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ

В комплект стиральной машины входят:

1. Машина стиральная1 шт.

2. Крышка съемная1 шт.

3. Устройство отжимное1 шт.

4, Рукоятка отжимного устройства 1 шт.

5. Регулировочный винт отжимного устройства1 шт.

6. Стопорный винт 2 шт.

7. Шланг наливной 1 шт.

8. Щипцы бельевые 1 шт.

9. Инструкция и паспорт 1 экз.

10. Паспорт на электродвигатель 1 шт.

11. Паспорт на реле времени 1 шт.

Примечание. Регулировочный винт, рукоятка и 2 стопорных винта сняты для удобства упаковки.

Контролер ОТК

ПАСПОРТ машины стиральной электрической типа СМР-1.5

1. Стиральная машина №

2. Электродвигатель №

4. Машина стиральная изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ 8051-71, испытана и признана годной для эксплуатации.

Дата выпуска...

5. Название и адрес торговой организации продавшей машину

Дата продажи...

6. Об основных правилах пользования машиной покупатель проинструктирован

М. П. магазина

Подпись продавца

Подпись покупателя

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип стиральной машины СМР-1.5

Марка «Таврия»

Номинальное напряжение, в 220

Допустимое колебание напряжения в сети1,5

Емкость бака до отметки, л. 20

Время, необходимое для стирки одной закладки белья, мин. не более 5

Усилие отжима белья регулируемое

Марка установленного эл, двигателя АВЕ-071-4С

Мощность потребляемая при стирке, вт 360

Габаритные размеры, мм:

высота при установленном отжимном устройстве 975

высота без отжимного устройства740

максимальная ширина (в рабочем положении) 570

Масса без упаковки, кг26

На машине установлены: реле времени типа 16-1РВМ или пускатель типа ЙНВС-10, конденсатор КБГ-МН4 мкф, реле тепловое РТ-10.

Исполнение - II класса, каплезащищенное

Род тока - переменный

Устройство машины

Стиральная машина СМР-1.5 предназначена для стирки в домашних условиях и рассчитана на загрузку в бак не более 1,5 кг сухого белья одновременно.

Стирка происходит под действием интенсивной циркуляции мыльного раствора, создаваемой вращающимся диском-активатором.

Стиральная машина состоит из следующих основных частей (рис. 1).

Стиральный бак 15 с наклонным дном крепится к уголкам 19 при помощи стяжек 18. В углубления дна бака установлен вращающийся диск-активатор 5. На боковой стенке бака имеется отметка максимального уровня моющего раствора 14.

Активатор приводится во вращение от электродвигателя 3 посредством приводного ремня 4. Электродвигатель установлен на подмоторной раме 2. прикрепленной к корпусу 7. В нижней

части корпуса для придания машине большей устойчивости при отжиме имеется подножная скоба 1 и ролики 20 (для перемещения).

Через отверстие в корпусе проходит сливной шланг 17 и сетевой шнур 16 с штепсельной вилкой.

Для включения двигателя на корпусе машины установлено реле времени типа 16-1 РВМ или - пускатель типа ПНВС-10.

Сверху бак закрывается крышкой 13, которая используется как подставка при отжиме белья.

На верхней части корпуса на кронштейнах 12 устанавливается отжимное устройство 10.

Валики вращаются при помощи рукоятки 8, которая вставляется в отверстие нижнего валика. Отжимное устройство перед стиркой устанавливается на кронштейны и закрепляется при помощи стопорных винтов 9, а в нерабочем положении убирается и хранится в баке машины.

ПОДГОТОВКА БЕЛЬЯ К СТИРКЕ

Перед стиркой белье должно быть рассортировано на группы:

по роду волокна

хлопчатобумажное или льняное;

шерстяное;

шелковое;

белое (светлые тона); цветное;

по загрязненности,

слабо загрязненное; сильно загрязненное.

Рассортированное по группам белье перед стиркой должно быть замочено в теплой воде на 4 - 6 часов.

Не следует замачивать белое белье вместе с цветным, хлопчатобумажное и льняное - с шерстяным и шелковым, а также нельзя при замочке смешивать слабо загрязненное белье с сильно загрязненным.

Для сильно загрязненного хлопчатобумажного и льняного белья при замочке лучше применять раствор кальцинированной соды.

На 1 кг сухого белья нужно 8 - 10 л воды и 5 г кальцинированной соды (чайная ложка) или стирального порошка (по рецепту).

Перед стиркой сильно загрязненное белье необходимо прокипятить в мыльно-содовом растворе (примерно в течение часа) и в этом же растворе произвести первую стирку.

Сортировки белья, сделанной при замачивании, следует придерживаться и при стирке.

Хорошие результаты достигаются в тех случаях, когда стирается белье не одного, а разных видов. Так не рекомендуется стирать одни сорочки или простыни.

Тонкое белье или платье с ажурной отделкой перед стиркой рекомендуется сложить в полотняный мешочек. Шарфы и длинные ленты надо связать так, чтобы они во время стирки не запутали остальное белье.

Вес сухого белья, одновременно закладываемого в стиральную машину, не должен превышать 1,5 кг.

Приблизительный вес отдельных вещей, г:

простыня 425

наволочка 200

полотенце кухонное 200

полотенце купальное 350

пододеяльник 625

рубашка мужская верхняя 300

рубашка мужская нижняя 200

рубашка детская верхняя 200

рубашка женская 150

носовой платок 25

чулки, носки 60

гимнастерка 600

брюки летние 800

одеяло тканевое 1300

костюм лыжный 1500

скатерть 600

салфетка 50

РАСТВОРЫ ДЛЯ СТИРКИ

Для стирки хлопчатобумажных и льняных тканей следует применять мыльно-содовый раствор, составленный из расчета: 28 л воды (3 ведра) на 1,5 кг сухого белья, 12-18 г кальцинированной соды и 35 г хозяйственного мыла.

Взамен соды и мыла возможно применение различных стиральных порошков (по соответствующим рецептам).

Перед стиркой неотстирываемые раствором пятна с белья необходимо удалять.

Тип ткани Температура, °С

Льняная 85-80

Хлопчатобумажная 80-70

Шелковая и вискозная 60-50

Шерстяная 40-30

ПОДГОТОВКА МАШИНЫ К СТИРКЕ

Подготовку к стирке вести в следующей последовательности:

1. Снять крышку и вынуть из стирального бака отжимное устройство, щипцы, рукоятку, регулировочный винт, стопорные винты.

2. Вставить отжимное устройство в кронштейны и закрепить его стопорными винтами.

3. Залить в бак стиральный раствор до отметки. Меньше 15 л раствора заливать в бак не следует так как в этом случае активатор будет только разбрызгивать воду, не производя стирки.

4. Вставить вилку шнура в розетку. Повернуть ручку привода реле времени вправо на необходимое время стирки совмещением деления на ручке с отметкой на диске корпуса машины. Если установлен пускатель, то необходимо нажать на кнопку «Пуск» и не отпускать ее до появления характерного щелчка. Держать кнопку включенной не более 3-х сек.

СТИРКА

После того, как в баке установится интенсивное движение жидкости, загрузите машину бельем.

Если в процессе работы машины белье в баке не переворачивается или не вращается, рекомендуется удалить одну или две вещи. Особенно загрязненные места (воротник, манжеты и др.) перед опусканием в бак рекомендуется натереть сухим мылом.

Каждую вещь нужно опускать в бак осторожно, чтобы не образовались воздушные пузыри

Во время работы машины мыльная пена должна покрывать поверхность раствора. Для поддержания пены при последующих загрузках белья необходимо добавлять мыло.

Полоскание выстиранного белья происходит так же как и стирка.

Чтобы из машины во время стирки не шел пар, ее накрывают крышкой.

В баке можно синить и крахмалить белье.

Продолжать стирку больше указанного времени не следует, так как белье будет скручиваться в жгуты и преждевременно изнашиваться, а электродвигатель нагревается выше допустимой температуры и при длительном нагреве может испортиться.

ОТЖИМ БЕЛЬЯ И УБОРКА МАШИНЫ

По окончании стирки машину выключают, повернув рычаг реле времени влево в нулевое положение. Если установлен пускатель, то необходимо нажать на кнопку «Стоп».

Для отжима белья после остановки электродвигателя крышку устанавливают под отижными валиками так, чтобы отверстие для слива находилось над баком. Рукоятку отладного устройства вставляют в отверстие нижнего валика.

Захватив белье щипцами, его направляют в валики и, наступив на подножную скобу, вращают рукоятку.

При отжиме необходимо равномерно распределять белье по длине валиков и располагать его так, чтобы пуговицы, кнопки и крючки оказывались сверху.

Вращением регулировочного винта установите необходимое давление на валике, в зависимости от толщины белья.

После отжима белья сливают раствор и ополаскивают бак. При сливе раствора из бака нужно следить, чтобы конец сливной трубки был ниже уровня воды.

Для удаления воды из углубления под активатором рекомендуется включить машину на 30 - 40 сек. Бак и отжимные валики вытирают насухо. Между валиками пропускают сухое полотенце.

Рукоятку снимают, отжимное устройство и шланг укладывают в бак и закрывают машину крышкой. Отжимное устройство перед укладкой завернуть в бумагу или сухую тряпку. Электрошнур наматывают на скобы. Всю машину снаружи вытирают насухо мягкой тряпкой и ставят на место.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При всех неполадках в первую очередь необходимо отключить машину от электросети.

Включать и выключать вилку следует только сухими руками.

Нельзя наклоняться над стиральной машиной при открывании крышки во избежание ожога парами.

Белье из машины можно брать только щипцами.

Лекция ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ ТИПА СМП,

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Основные типы стиральных машин

Стиральные машины типа СМ. Они имеют наиболее простую конструкцию, выполняют минимум операций по обработке белья при стирке, отличаются небольшими габаритными размерами, не­высокой стоимостью и предназначены для стирки 1..1,5 кг сухо­го белья без отжима.

Моющий раствор интенсивно циркулирует между слоями сти­раемого материала и удаляет загрязнения. Под действием активато­ра возникает вихревое движение раствора. Непрерывное изменение направления его движения повышает качество стирки белья.

Сливной патрубок расположен на дне стирального бака. В ком­плект машины входят наливной шланг, подставка для установки машины на борта ванны и щипцы для белья.

Стиральные машины типа СМР. Такие машины рассчитаны на одновременную стирку 1,5…2 кг сухого белья в условиях интен­сивной циркуляции моющего раствора, создаваемой дисковым ак­тиватором. Отжим белья осуществляется вручную при помощи спе­циального устройства. Во многих моделях применен так называе­мый двухрежимный метод стирки, учитывающий особенности разных видов тканей.

Стиральные машины типа СМП. Главное отличие полуавтома-ческих стиральных машин (типа СМП) от машин типа СМР с ручным отжимным устройством (резиновыми валиками) заклю­чается в наличии функции механизированного центробежного от­жима белья. Благодаря этому исключается ломка пуговиц в белье остается гораздо меньше воды, не требуется применения ручной силы, сокращается продолжительность отжима.

Стиральные машины типа СМА.

В настоящее время все большей популярностью у отечественных потребителей пользуются автоматические стиральные машины с перфорированным барабаном, вращающимся относительно горизонтальной оси.

Предусмотрены два варианта загрузки белья - сверху и со стороны торца. Принципы конструирования таких машин одинаковы. В верхней части прямоугольного корпуса монтируют круглый сливной бак и перфорированный стиральный барабан с тремя или четырьмя овальными гребнями.

В обоих вариантах машин стирка осуществляется при реверсивном вращении барабана с угловой скоростью около 6,28 рад/с 1 (частота вращения 60 мин~"), а отжим - при его одностороннем вращении с угловой скоростью 41,87...62,8 рад/с (400...600 мин 1). В последних отечественных моделях стиральных машин типа СМА угловая скорость вращения барабана при отжиме достигает! 104,67 рад/с (1000 мин 4).

В автоматических машинах с верхней загрузкой стиральный! барабан имеет две концевые опоры. Благодаря этому улучшаются! условия работы самого барабана и его привода, повышаются надежность и долговечность машины. Белье загружают через верхний люк барабана, закрываемый перфорированной крышкой. Однако такая загрузка оказывается довольно продолжительной, недостаточно удобной и не позволяет визуально контролировать процесс стирки.

В автоматических машинах с торцовой загрузкой стиральный! барабан имеет одну консольную опору, противоположная ей сторона барабана оказывается открытой. На этой стороне находится; загрузочный люк, который закрывается снаружи только одной круглой стеклянной крышкой (дверкой) сливного бака (резервуара). Торцовая загрузка более удобна, а стеклянная дверка позволяет визуально контролировать процесс стирки.

Основные сборочные единицы стиральных машин различных типов

Наиболее существенными сборочными единицами стиральных машин различных типов являются:

Корпус, стиральный бак, активатор, его привод, тепловое реле и реле времени (таймер) - в машинах типа СМ;

Корпус, стиральный бак, ручное отжимное устройство, акти­ватор, его привод, центробежный насос, тепловое реле, реле вре­мени и гидравлическая система - в машинах типа СМР;

Корпус, стиральный бак, активатор, его привод, центрифу­га, ее бак, привод и система подвески, центробежный насос, теп­ловое реле, реле времени и гидравлическая система - в активаторных машинах типа СМП;

Корпус, стиральный бак, его система подвески, стиральный барабан, его привод, центробежный насос, тепловое реле, реле времени и гидравлическая система - в барабанных машинах типа СМП;

. корпус, стиральный бак, его система подвески, стиральный барабан, его привод, центробежный насос, управляющее устройство (электромеханическое управление - командоаппарат, элек­тронная система управления), контрольно-измерительная аппа­ратура, исполнительные устройства (тепловое реле, электромаг­нитные клапаны, датчики-реле температуры и уровня моющего раствора, панель управления), электронагреватель раствора и гид­равлическая система - в машинах типа СМА.

3. Конструктивные особенности сборочных единиц и электропривода стиральной машинки СМП

Активатор состоит из лопастного диска (рис. 3.1), стального или пластмассового, диаметром 140... 155 мм с небольшими реб­рами высотой 14... 16 мм, опоры и электрического привода. Активатор приводится в движение однофазным двигателем через клиноременную передачу. Частота вращения активатора обычно со­ставляет 475 ...750 мин -1 , ширина зазора между ним и дном бака -1... 1,5 мм.

Большое распространение получили стиральные машины с двумя режимами стирки - мягким и жестким, отличающимися друг от друга частотой и направлением вращения диска активатора. На рис. 1, б показан диск с наклонным расположением гребней, обеспечивающий два режима стирки: при вращении его по часовой стрелке - мягкий, против часовой стрелки - жесткий.

Рис. 1. Диски активатора стиральной машины с одним (а) и

двумя (б) режимами стирки

Центрифуга, используемая в двухбаковых стиральных машина: типа СМП, предназначена для центробежного отжима белья после стирки. Она представляет собой корзину (конусообразный

перфорированный ротор) с вертикальной осью вращения, соеди­ненную с валом электродвигателя привода центрифуги. Загрузка белья осуществляется сверху. Корзины объемом 7...9,5 дм 3 изго­тавливают из алюминия марки АМцМ или АД-13. Вместимость бака центрифуги составляет 20...40 дм 3 , частота ее вращения при отжиме белья - 2600...3270 мин -1 .

Привод в стиральных машинах применяется для сообщения вра­щающего момента отдельным исполнительным органам (диск ак­тиватора, стиральный барабан, крыльчатка центробежного насо­са, кулачковый блок командоаппарата). Обычно он состоит из элек­тродвигателя и передаточного устройства. В бытовых стиральных машинах чаще всего используются однофазные асинхронные электродвигатели, реже - универсальные коллекторные, рассчитан­ные на номинальное напряжение 127 и 220 В. Частота вращения асинхронных электродвигателей 1500 и 3000 мин -1 , номинальная мощность 90, 120 и 180 Вт, номинальный режим работы - повторно-кратковременный. В рабочем цикле допускается реверс.

Центробежный насос служит для слива моющего раствора из стирального бака по завершении стирки, а также из бака центри­фуги полуавтоматических машин активаторного типа и бака ма­шин барабанного типа в процессе отжима белья. В некоторых моделях машин насос работает во время стирки белья, усиливая воздействие моющего раствора за счет его циркуляции и подачи в г тральный бак.

Насос (рис. 2) состоит из корпуса 9, крыльчатки 7и крышки 14. Крыльчатка надета на вал. Между корпусом и крышкой имеется резиновая прокладка 8. Обычно насос устанавливают отдельно от активатора.

Иногда в насосах крыльчатка находится на одной оси с активатором. На этой же оси укрепляют ведомый шкив, соединенный приводным ремнем с ведущим шкивом на оси электродвигателя.

Объемная подача насоса зависит от типа машины и составляет IК... 30 л/мин. Динамическое давление жидкости изменяется в пределах 6,8... 34,3 кПа.

Тепловые реле служат для защиты электродвигателей от недопустимого перегрева при длительных перегрузках и непредусмот­ренном повышении тока в питающей электросети. В стиральных машинах применяют тепловые реле типа РТ-10, которые имеют дин нормально замкнутый контакт. Изготавливаемые реле рас считаны на различные номинальные значения силы тока 1 Н тепловых элементов: 1,2; 1,9; 2,5; 3,3 и 4,3 А. При нагрузке, равной 1,11 Н , реле не срабатывает в течение 30 мин; при нагрузке 1,351 Н оно срабатывает не позднее чем через 30 мин, при нагрузке 21 Н -через 18...60 с. Время, в течение которого происходит самовозврат: контактов в замкнутое состояние, заключено в пределах от 30 до 10 мин.

Рис. 2. Центробежный насос:

/, 10 - винты; 2 - шина шкива; 3 - шкив; 4, 11 - гайки;

5, 12, 16 - шайбы; 6- кронштейн; 7 - крыльчатка;

8 - прокладка; 9 - корпус; 13 - ось; 14- крышка;

15- манжета

Комбинированные пускозащитные реле предназначены для пуска электродвигателя и защиты его обмоток. В стиральных машинах при меняют реле типов РТК-С, РТК-1, РТК-1-2, РТК-1-3, РТК-3-0 и др. Данные приборы состоят из пускового реле соленоидного типа и теплового биметаллического реле с прямым нагревом, смонти­рованных в одном корпусе.

Механическое реле времени с пружинным двигателем предназначено для автоматического отключения привода активато­ра (стирального барабана) и центрифуги бытовых стиральных ма­шин типов СМ, СМР и СМП по истечении предварительно уста­новленного времени выполнения операции по обработке белья (стир­ки или отжима). В зависимости от конструктивного исполнения реле рассчитано на продолжительность выдержки 1 ...6 или 1... 10 мин. Ее допустимое отклонение от заданной величины составляет 0,5 мин.

Реле времени с продолжительностью выдержки 6 мин условно обозначают следующим образом:

Обычное исполнение - РВ-б;

Каплезащитное - РВ-6К.

Поворотом ручки реле времени устанавливают продолжитель­ность стирки. Одновременно с этим контакты реле замыкаются и машина включается.

4. Двухбаковые (активаторные) стиральные машины и машины барабанного типа (СМП-Б)

Корпус двухбаковый (активаторных) стиральных машин типа СМП изготовлен из листовой стали и снаружи покрыт эмалью. Внутри корпуса установлены стиральный бак с активатором и слив­ной бак с центрифугой. Для удобства перемещения машина снаб­жена ходовыми пластмассовыми или обрезиненными роликами. В ее электрическую схему введено реле времени, при помощи которого она автоматически отключается по истечении заданного времени. В конструкцию привода активатора и центрифуги входят один или два электродвигателя. Первый вариант связан с приме­нением асинхронного электродвигателя. Во втором варианте для привода активатора устанавливают асинхронный двигатель а для привода центрифуги - коллекторный или асинхронный Для за­щиты электродвигателей от перегрузок в машинах предусмотрены тепловые реле, а для перенаправления потоков воды в один из саков установлены двух- или трехходовые краны.

В стиральных машинах барабанного типа (СМП-Б) вращение передается барабану от двухскоростного асинхронного электро­двигателя при помощи приводного ремня и двух шкивов. Бак и барабан выполнены из листовой нержавеющей стали. На задней стенке корпуса машины, в нише, расположены два штуцера для присоединения шлангов. В нижней части передней стенки корпуса находится люк для доступа к фильтру и насосу. Насос, предназна­ченный для откачивания моющего раствора, снабжен собствен­ным электродвигателем. На панели управления расположены руч­ки реле времени и переключателя режимов стирки. Отжим белья производится в том же стиральном барабане при увеличении ско­рости его вращения.

Полуавтоматические стиральные машины барабанного типа имеют мягкую под­веску, электронное управление. Они предназначены для стирки, полоскания и отжима белья в одном перфорированном барабане с гребнями на внутренней стороне. По сравнению с двухбаковыми машинами, применение барабана по­зволяет меньше расходовать воды и моющих средств.

Электронная система управления дает возможность выбирать различные вари­анты режимов стирки и отжима. Пуск и переключение операций производятся путем поворота ручки реле времени или командоаппарата, что также позволяет установить продолжительность любой операции.

Мягкая система подвески барабана на фрикционно-пружинных амортизаторах позволяет снизить воздействия вибрации на корпус, уменьшить массу противо­весов, повысить надежность работы машины, уменьшить шум.

Гидросистема машины барабанного типа состоит из подсистемы заполнения и откачки жидкости из бака.

Система заполнения включает дозатор моющих средств и шланг налива жидко­сти в бак машины.

Система откачки включает:

□ Сливной шланг

□ Фильтр для очистки

□ Электронасос

□ Сливные трубки

Машина имеет прямоугольный корпус, в котором размещены стиральный бак, мотор -насос для слива раствора, блок управления и двухскоростной электродвигатель с ременной передачей. Барабан закреплен на кор­пусе машины при помощи пружин. Этим обеспечивается бесшумность ра­боты и понижение вибрации корпуса машины.

На панели управления расположены:

□ Клавиши переключателя

□ Шкала уровня заполнения стирального бака

□ Ручка установки программ

□ Две сигнальные лампы

На задней стенке машины размещается лоток для стирального порошка и входной штуцер с электромагнитным клапаном для залива воды. Слив воды из бака производится мотор-насосом через сливной шланг.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12