Как сделать декоративную телегу или тачку для сада своими руками. Сборка декоративной телеги для сада своими руками Деревянная телега своими руками чертежи

Лошади - универсальные сельскохозяйственные животные, которые помогают своим владельцам обрабатывать землю и перевозить грузы вне деревни. В последнем случае в дополнение к лошади должна использоваться специальная повозка на колёсах, именуемая в народе «телегой». Вместе с животным она становится гужевым транспортом и может применяться для перемещения по дорогам общего пользования. Именно по этой причине каждому фермеру полезно будет узнать об особенностях самостоятельного создания такой конструкции.

Сфера использования телеги

Устройство конной телеги и особенности её конструкции напрямую зависят от цели использования готового изделия. К примеру, для перевозки людей по дорогам общественного назначения внутри повозки придётся установить удобные скамейки и ручки, а снаружи - светоотражатели. Борты такой конструкции должны быть довольно высокими, чтобы защищать пассажиров от пыли и камешков, вылетающих из-под колёс проезжающих мимо машин.

Если телега используется только для транспортировки сена или соломы, тогда её основание можно выполнить из пиломатериалов, не сильно заботясь о прочности конструкции. Неплохим вариантом в этом случае будут хорошо просушенные лиственные породы деревьев (только не хвойные). Для перевозки габаритных и тяжёлых грузов подойдут телеги с крепким каркасом и металлическим основанием, установленным на крепкие опоры колёс. При сооружении такой конструкции можно использовать практически любое сырьё, главное, чтобы оно отвечало всем требованиям к прочности.

В отдельных случаях лошадей могут запрягать в телеги, предназначенные для конных прогулок по городу. Разумеется, в таких ситуациях внешний вид конструкции играет не последнюю роль в выборе, поэтому желательно, чтобы все элементы повозки были выполнены только из качественной древесины, прошедшей соответствующую обработку.

Знаете ли вы? Если верить утверждениям историков, то первая лошадь появилась примерно 60 млн лет назад и весила всего 5 кг при росте 35 см. Именно её зоологи назвали эогиппусом.

Неплохим декоративным материалом также считается пластик, которым можно дополнить общий вид или сделать акцент на конкретных элементах телеги. Отдельно можно выделить телеги, использующиеся для упряжи коней в зимнее время. В отличие от стандартных колёсных вариантов, они не имеют осей, но это не мешает им развивать скорость около 6 км/час.

Виды телеги для лошади

«Телега» или «подвода» - общие названия для гужевых повозок с четырьмя колёсами. Обычно в них впрягают лошадей, но иногда встречаются случаи использования мулов, буйволов и волов. Чаще всего основным материалом для изготовления такого вида транспорта служит древесина, причём нередко всю конструкцию ставят на такие же деревянные колёса.

Подводы с резиновыми пневматическими колёсами и оглобельной упряжкой - более современный вариант телег, грузоподъёмность которых составляет примерно 750 кг. Вес самой телеги может колебаться в пределах 250–300 кг, ведь многое тут зависит от конкретного вида конструкции. Основными разновидностями считаются следующие.

Тележка - специально оборудованная телега для перевозки людей. В её конструкции изначально предусмотрены сиденья для пассажиров и извозчика, а также могут использоваться ручки, установленные на внутреннюю часть бортиков для большей безопасности пассажиров при передвижении. Колёса тележек изготавливаются только из пневматических шин, поскольку им приходится ездить и по твёрдому дорожному покрытию.

Под этим термином принято понимать длинную телегу, передняя и задняя части которой соединены длинными продольными досками или брусьями, с поперечно уложенными на них металлическими листами. Дроги не имеют кузова и в былые времена использовались как погребальные колесницы для транспортировки тел умерших к месту погребения. Сегодня такой вариант телеги отлично подходит для перевозки габаритных грузов, в том числе и стогов сена, конечно, если владелец правильно закрепит их на поверхности.

Эту разновидность телег чаще остальных используют для перевозки тяжёлых грузов. Её кузов выполнен в виде сплошного деревянного основания, на которое укладывают груз, при необходимости закрепляя его. Платформу полока можно изготовить из прочной древесины: в продольном направлении доски укладываются очень близко друг к другу, а по сторонам скрепляются поперечными, более короткими, деревянными элементами. Всю конструкцию желательно установить на прочную металлическую раму с хорошей амортизацией, а в виде колёс использовать резиновые надувные шины.

Экипаж представляет собой закрытую пассажирскую повозку, в конструкции которой предусмотрены рессоры. Она может быть одноосной (двухколёсной) и двухосной (четырёхколёсной), более или менее подвижной, что сказывается на манёвренности. К другим отличительным характеристикам между данными видами можно отнести:

  • различия в устойчивости конструкции;
  • вместительность кузовной части;
  • тип рессор;
  • грузоподъёмность.

Исходя из вида упряжи, экипажи оборудуются дышлом или оглоблями. В качестве колёс могут использоваться деревянные элементы, но они больше характерны для небольших экскурсионных экипажей на территории частных исторических музеев, а на остальных телегах устанавливают более удобные резиновые колёса.

Важно! Всегда заранее рассчитывайте примерный вес перевозимых в будущем грузов, что поможет подобрать наиболее подходящие материалы для изготовления телеги.

Как сделать телегу для лошади своими руками

Разные виды телег несложно найти в свободном доступе, но не все фермеры готовы платить за них тысячи рублей. Намного выгоднее изготовить их своими руками, особенно если вы уже имеете навыки «домашнего конструирования».

Размеры и чертежи

В самом простом варианте конная телега будет состоять из оси, рамы и навесной комплектации нужного размера. Что касается параметров готового изделия, то тут всё сугубо индивидуально и зависит от предназначения будущего транспортного средства. Для непродолжительных поездок и перевозки урожая достаточно общей длины 2,85–3 м, при ширине навесной части 1,46 м и ширине оси 1 м. Оптимальная высота повозки - 1 м, но при этом важно учитывать размеры лошади и цель использования телеги. Примерная схема такого изделия может иметь следующий вид:

Материалы и инструменты для работы

Далеко не у всех фермеров есть возможность обработки дерева различными способами, поэтому, чтобы облегчить себе задачу, в качестве колёсной базы лучше заранее подготовить металлические оси колёс, сварную раму и две пары шин (вместе с дисками) от любого автомобиля. Кроме того, в дополнение к ним вам также понадобятся:

  • деревянные доски (желательно из твёрдых пород древесины);
  • металлические трубы или профиль;
  • молоток;
  • гвозди;
  • металлические уголки;
  • сварочный аппарат и принадлежности к нему;
  • инструменты для работы с деревом.
Можете также подготовить шуроповёрт и длинные саморезы, с помощью которых можно лучше закрепить детали в местах стыков.

Важно! При выборе металлических уголков отдавайте предпочтение крупным и толстым изделиям, толщиной не менее 5 мм.

Поэтапность изготовления

Процесс изготовлениякаждой отдельной телеги имеет ряд особенностей и, в зависимости от используемых материалов, подразумевает совершенно разные действия. Однако общие этапы создания конструкции с готовыми автомобильными шинами будут выглядеть так:

  1. Изготовление ходовой части: колёсных осей и прочного рамного основания. Желательно, чтобы эти составляющие были полностью металлическими, выполненными из трубы или профиля.
  2. Создание неподвижной задней и движимой передней осей, прикреплённых к толстому металлическому штырю с помощью шайб.
  3. Изготовление специального крепления для дышла (если нужна дышловая запряжка). Оглобли (длинные деревянные брусья или железные трубы) должны двигаться в разные стороны, одновременно соединяясь с передней осью. Эту возможность и обеспечивает крепёжный механизм.
  4. Дополнительная фиксация оглоблей с помощью кронштейнов и их усиление тяжами (на роль этого элемента отлично подойдёт проволока, прикреплённая к оглобле и передней оси телеги).
  5. Установка колёс (на имеющееся основание нужно просто «надеть» подготовленные автомобильные колёса и зафиксировать их подходящими болтами).
  6. Создание основания повозки (кузовная часть). Из подготовленных досок нарезаются отрезки нужной длины, после чего сбиваются в цельную платформу и крепятся к раме. Если телеге нужны борта, то с правой стороны можно изготовить 4 продольные жерди, а сверху на них прикрепить продольные рейки. На несущей раме фиксируются цельные боковины, а задняя и передняя части закрываются съёмными деталями, что сделает процесс управления упряжью более удобным.

Видео: как сделать телегу для лошади своими руками

Как запрячь коня в телегу

Грамотное изготовление телеги - это только половина успешного выполнения задания, ведь чтобы справиться с транспортировкой людей или груза, необходимо ещё правильно запрячь коня.

Знаете ли вы? У лошадей очень хорошо развито чувство осязания, а самыми «чувствительными» органами в этом плане считаются губы и копыта. С их помощью животные отлично ориентируются на местности.

Обычно этот процесс не отличается повышенной сложностью и его нюансы больше зависят от типа конкретной конструкции, но, в целом, владельцу нужно ориентироваться на следующие этапы:

  1. Подготовка и очистка самого животного, контроль состояния отдельных компонентов упряжи: лошадь должна быть полностью здоровой, а все шлеи и соединяющие элементы крепкими и целыми (даже малейшие потёртости на ремнях могут стать причиной непредвиденных проблем в дороге).
  2. Подгон длины и выравнивание гужей (если вы не уделите этому вопросу должного внимания, сбруя искривится, и точность перемещения телеги будет нарушена).
  3. Комплектация сбруи. Соединённые с единым кольцом подбрюшник и чересседельник нужно закрепить на оглобле.
  4. Обмундирование лошади. Наденьте на неё хомут, узду и сиделку, только так, чтобы последняя оказалась закреплена в нижней части холки (при размещении на спине будет очень низко, а на холке - чересчур высоко). Наденьте на лошадь хомут, только так, чтобы он сначала был расположен клещами вверх, а затем его можно спустить на шею и перевернуть как надо (при необходимости разровняйте деталь). Теперь протяните по шее шлею и точно так же хорошо расправьте её. Все имеющиеся ремешки соедините с подходящими для них пряжками, затягивая их до тех пор, пока между этими элементами и седалищными буграми не останется места только для ладони.
  5. Завод лошади в оглоблю, что можно выполнить по-разному. В самом простом варианте животному нужно переступить через жердь, но если оно откажется это делать, тогда можно попробовать завести коня задом. Некоторые особи и на этот манёвр реагируют настороженно, поэтому если оба варианта не увенчались успехом, остаётся лишь накатать оглобли на стоящее животное. Последний вариант больше всего подходит для пугливых и молодых особей.
  6. Крепление дуги. Возьмите изделие и встаньте перед конём, смотря точно на него. Прислоните дугу к правой ноге животного, а затем путём перекручивания отрегулируйте длину гужа. Поставьте его рядом с краем оглобли, после чего вставьте левый край дуги в петлю гужа. Второй нужно перекинуть через оглоблю и закрепить так, чтобы она вышла зафиксированной в вырезе дуги, которая, в свою очередь, уже заняла место на шее коня. Теперь подойдите ко второй оглобле и выверните дугу выемкой к ней. Заложите гуж на оглоблю, а петлю на дугу. Хорошо затяните хомут, а супонь обмотайте вокруг клещей: после соединения они должны разместиться под прямым углом по отношению друг к другу.
  7. Завершающие мероприятия. Когда конь уже привязан к левой оглобле, остаётся лишь накинуть повод на шею животного, прикрепить темляк к гужу (только так, чтобы лошадь могла свободно поднять голову) и накинуть ремни через оглобли, чтобы они были надёжно зафиксированы и не болтались. Последний штрих - крепление вожжей и удила.

Видео: как запрячь лошадь в телегу

При усердии и трудолюбии ничего сложного в самостоятельном изготовлении телеги нет, а вам только нужно подобрать наиболее подходящие материалы, выбрать колёса и потратить немного личного времени, наградой за что станет сравнительно дешёвая повозка.

Тележка – это необходимый атрибут любого хозяйства. Сделанная своими руками она стоит дешевле покупного аналога.

Еще одно преимущество самодельной тележки в том, что она делается в строгом соответствии с нуждами и отвечает требуемым потребностям.

Изучив разные технологии создания, не составит особых проблем изготовить многофункциональную тележку собственноручно.

Какие бывают тележки

Металл и дерево – это основные материалы, применяемые при изготовлении тележек, так как они обладают нужными прочностными характеристиками.

Тележки отличаются друг от друга количеством колёсиков и габаритам. Самостоятельно можно изготовить:

  • одноколесную тележку;
  • двухколесную тележку;
  • тележку в виде платформы на четырех колесиках;
  • складную тележку.

Как сделать двухколесную тележку своими руками

Изготовить самостоятельно тележку из дерева с двумя колесами совсем не сложно. Для работ по дереву потребуется стандартный инструментарий. Но прочностные, емкостные и эксплутационные характеристики деревянной тележки во многом хуже, чем у металлического аналога, оборудованного большим числом колес.

Инструкция изготовления:

  • Для создания рамы берем доску размером 7×7 см. Все части каркаса соединяем шурупами, укрепляем его добавочными деталями;
  • Прикручиваем пару реек для подшипников к низу конструкции;
  • Рукоять тележки делаем металлической. Это увеличит стойкость к нагрузкам. В качестве ручки подойдет старый велосипедный руль или толстый стальной прут;
  • Устанавливаем дощатые борта. Их размер влияет на вместимость. Надежным изделие делает прочная рама и устойчиво присоединенные колеса.

Если у вас завалялась мопедная ось, то ее можно использовать вместо досок с подшипниками.

Делаем тележку для перевозок на четырех колесах

Четыре колеса позволяют увеличить вместимость, прочность и срок эксплуатации тележки.

Четырехколесные изделия делают исключительно металлическими. Они выдерживают вес до 100 кг. Для их сборки понадобится слесарный комплект инструментов.

Изготовление четырехколесных тележек включает в себя следующие этапы:

  • Проводим все необходимые расчеты грузовой платформы;
  • Делаем емкость, в которой будет перевозиться груз. От ее параметров будет зависеть размер рамы.;
  • Устанавливаем каркасную конструкцию при помощи сварки. Для рамы можно использовать остатки труб. Привариваем к раме ручку;
  • Привариваем к низу конструкции колеса;
  • «Обуваем» колеса в пневматические шины. Это позволит увеличить массу груза, на перевозку которого рассчитана тележка, до 80 кг.

Изготавливаем тележку складной конструкции

Такая тачка может выдержать не менее 50 кг груза. Главное ее достоинство — компактный размер.

Чтобы изготовить складную тележку, необходимо придерживаться следующего порядка действий:

  • Подготовить обрезки труб толщиной не менее 2 мм;
  • Начертить шаблон рамной конструкции в масштабе 1: 1;
  • Приварить шарнирные втулки к рамке платформы, а затем к основной конструкции;
  • Очистить и заполировать все швы.

Делаем тележку с одним колесом

Оптимальный вариант – использовать для изготовления одноколесной тележки дерево.

Затем крепим шурупами рамную конструкцию к площадке для грузов. Тележка готова!

Если вы предполагаете перевозить тяжести, то вам подойдет металлическая одноколесная тележка. Кроме стандартных инструментов вам понадобится аппараты для сварки и резки металлов.

Первым делом, изготовляем грузовую емкость. Желательно использовать стальные листы толщиной не менее 2 мм. Далее привариваем к платформе рукояти и ходовую конструкцию.

Обратите внимание!

Прекрасно подойдут велосипедные, мопедные или мотоциклетные колеса. Грузовую площадку можно изготовить из металлической бочки.

Собственноручно изготовить тележку по силам каждому. Необходимо лишь ознакомиться с правилами создания и техникой безопасности. Их и чертежи разнообразных тележек можно найти во всемирной паутине. Удачи в начинаниях!

Фото тележки своими руками

Обратите внимание!

Добрый день. Очень интересный сайт, а можете также подробно написать как сделать самому телегу. Не садовую тележку, а телегу на 4 колесах, с бортами. Спасибо.

Дмитрий, Нижний Новгород.

Привет Дмитрий!

В 2010 году впервые побывал в вашем славном городе, но, к сожалению, ни в самом городе, ни в области не довелось увидеть ни одной телеги под конную упряжь.

Если в начале прошлого века по России насчитывалось несколько десятков миллионов лошадей и примерно столько же телег, то ныне картина кардинально поменялась.

На всю страну осталось менее десятка мест, где промышленно изготавливают телеги для лошадей.

И совсем в небольшом количестве.

Недавно посетил провинциальный городок Почеп Брянской области, где производили, надеюсь и сегодня производят, помимо валенок мягкой валки, и телеги.

Стоимость обычной четырехколесной телеги для лошади исчисляется на сегодня минимум в тысяч пятнадцать рублей, что вызывает у меня сомнения, а максимум зашкаливает за сумму куда больше 70 тысяч рублей, что, к сожалению, уже не вызывает сомнений.

Чтобы очень подробно описать всю технологию изготовления четырехколесной телеги, надо просидеть за компьютером не меньше недели, а то и полутора недель.

Поэтому ограничусь парой - тройкой дней, расскажу об основных принципах.

Самое лучшее было бы для тебя увидеть где-нибудь в натуре хотя бы старый и разбитый образец телеги. Тогда то, что я опишу, пойдет впрок. Ибо лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.

Итак. Четырехколесная телега-повозка предназначена для перевозки грузов живой тягой. По нашим временам это скорее всего лошадь. Ослов, мулов, коров и других им подобных животных в расчет не берем. Хотя мне довелось полсотни лет тому назад видеть, как четыре человека вполне справлялись с перевозкой груженой телеги на приличное расстояние.

Рассмотрим вариант использования одной лошади, тогда у телеги должно быть две оглобли. (При использовании двух лошадей применяется дышло, то есть одна жердь, которая располагается между ними).

О конской сбруе говорить не будем. Там много чего надо, от хомута и дуг, до вожжей, уздечек, шлеи, потников и прочей упряжи.

По большому счету, в телегу входят несколько основных составляющих частей. Самая главная составляющая - четыре колеса. Как правило, передние колеса диаметром меньше задних. Если диаметр передних колес колеблется от 0,6 до 0,7 метра, то у задних колес он около 0,7 - 1 метра.

Задние колеса насаживаются на стационарно (наглухо) закрепленную ось. Передние колеса насаживаются на ось, которая может поворачиваться вокруг шкворня (иначе называемого курком или штырем или сердечником).

Материалом, из которого изготавливают тележные колеса, чаще всего бывает древесина березы или дуба. Желательно, чтобы древесина была сухой.

Само колесо состоит из деревянной круглой ступицы (цилиндра) диаметром около 20 сантиметров и длиной ее обечайки около 25 сантиметров. В ступице сверлится отверстие диаметром около 6-8 сантиметров.

В это отверстие запрессовывается чугунная втулка на всю глубину отверстия. Внутренний диаметр которой около 5 сантиметров, а наружный равен диаметру отверстия ступицы.

Втулки, в зависимости от грузоподъемности телеги, могут весить от пары килограммов до пуда.

Ступица с обоих своих торцов имеет по металлическому ободу равному ее внешнему диаметру. Обода насаживаются во избежание растрескивания ступицы и дальнейшего ее разрушения. Иногда ступицы по внешней стороне делают двух диаметровые (уступами). За свою жизнь колесо может иметь несколько сот тысяч циклов знакопеременой нагрузки. И отнюдь не идеальные дороги.

В ступице по наружной поверхности долбят квадратные гнезда (пазы) на глубину 4-5 сантиметров (иногда для упрощения сверлят пером, то есть сверлом по дереву, глухие гнезда). Они служат для того, чтобы вставлять (запрессовывать) в них деревянные спицы.

Спица - это деревянный цилиндрический или граненый стержень. Всего в колесе делают, обычно, от 8 до 12 спиц. Сечением около 20 квадратных сантиметров.

Другим концом спицы вставляются (запрессовываются) в аналогичные гнезда, выдолбленные или просверленные в косяках или , из которых состоит наружная часть колеса.

Обычно в одном таком косяке делают одно или пару гнезд. А сам косяк по одной поверхности (наружной) имеет форму дуги. А по внутренней - прямолинейную хорду.

При сборке колеса есть одна особенность - спицы на ступице должны несколько выдаваться наружу колеса, а у обода они притапливаются. Если посмотреть с торца колеса, то они установлены под наклоном (набровом).

То есть, на столе-верстаке, на котором вы будете собирать колесо телеги, с помощью гвоздя, вбитого в центр будущего колеса, привязанной к нему бечевки и прикрепленного с другой стороны карандаша, проводите окружность. Диаметром с диаметр будущего колеса.

Выпиливаете косяки, складываете их так, чтобы они не выступали за габариты окружности. Поскольку у вас не массовое производство, а единичное, то лучше всего использовать электрический лобзик. Вылет его пилки вполне достаточен для выпиливания толщиной в 6 сантиметров. Именно из таких досок и делают деревянный обод колеса.

Для окончательной сборки тележного колеса вам понадобится стальная шина. Это обечайка, сделанная из полосы, ширина которой все те же 6 сантиметров, толщиной около 5 миллиметров.

Лучше всего, если это будет сваренная шина, с надежным сварным швом. Можно использовать кованную в кузнице, если таковую найдете. Самый крайний случай - полосу делают нахлестом сантиметров на 10 ее концов друг на друга и сверлением отверстий (двух-трех). И их последующей клепкой.

Получить обечайку шины с идеальной окружностью дело непростое. Чаще всего без нагрева газовой горелкой и интенсивной работы кувалдой, это может и не удастся.

Завершающий этап - это сверление отверстий в шине напротив стыков косяков. Их диаметр должен быть около 12 миллиметров, с раззенковкой отверстий. Тогда через эти отверстия вставляются болты (М10 или М12). Лучше, если найдете такие с потайной головкой. Сойдут и простые, но тогда при движении не по грунтовой дороге, их головки будут производить не только грохот, но и вибрацию телеги от ее подпрыгиваний.

Болты крепятся со стороны косяков гайками через проставки (обоймы). Проставка напоминает из себя П-образный профиль (с отверстием под болт), который своими бортиками удерживает косяки от поперечного смещения.

Иногда в торцах косяков делают пазы, в которые вставляют пластины-шипы, все от тех же смещений.

Когда все колесо соберете, то его крепеж следует основательно затянуть. Если оно рассохнется, то нелишне пролить его водой. Тогда все зазоры уменьшатся, вплоть до их полного исчезновения.

Литую чугунную втулку колеса необходимо периодически смазывать. Слышали выражение "скрипит, как немазанная телега"? Раньше применяли деготь, ныне для этого используют другие смазочные материалы. Тавот, солидол, графитная смазка, циатим и тому подобное. То есть консистенцией погуще.

Если смогли прочесть весь материал по колесам, то подумайте, а сможете ли все эти операции осилить своими руками? На предприятиях по производству телег имеется специализированное оборудование, включающее в себя токарные, сверлильные, фрезерные, фуговочные станки, прессы, вальцы, сварочные аппараты.

А самое главное - опыт.

Раньше деревенские мужики ладили телеги не за неделю - две, а поболе месяца и в придачу вдвоем.

Та же запрессовка втулок, спиц и шин - дело весьма морочное. А плохо запрессуешь, то через неделю колесо разболтается и не только скрипеть будет, но и рассыпаться может.

Колесам мы посвятили много времени, но оно того стоит, потому что это самый сложный узел телеги. Хотя на сегодняшний день некоторые изготовители и владельцы телег предпочитают совершенно другой вариант, а именно - берут обычные колеса от авто или мото и ставят их на телегу. Соответственно с подшипниками качения.

Это уже будет телега на резиновом ходу. Не громыхает даже по булыжной мостовой или по лесной дороге-лежневке, когда в качестве покрытия используют верхушки сосен и елей (хлысты), кладущиеся поперек дороги.

Да и по цене, практически, сопоставимо. Потому как заказать колесо телеги стоит около 5 тысяч рублей (если не верите, то смотрите цены в интернете), а старое колесо от автомобиля или мотоцикла стоит не намного больше, если не меньше.

Продвинутые возчики иногда на телегах используют тормоза. Это касается как телег с обычными колесами, так и на резиновом ходу. Расписывать не буду, это почти полный аналог тормозов вело-мото-авто, которые вы можете посмотреть на них.

Следующий важный узел - оси телеги. Поскольку колея телеги, то есть расстояние между колесами, обычно берется около метра шириной, то ось, соответственно, должна быть длиннее на две половины ширины ступицы колес, плюс выступы осей за габариты ступицы.

Следовательно, полная длина оси должна быть почти около полутора метров или несколько меньше.

Диаметр оси делается менее внутреннего диаметра чугунной втулки ступицы примерно на 5 миллиметров. Этого люфта достаточно.

Для того, чтобы ступица колеса не елозила по оси то вправо, то влево, ее движение ограничивают с внешней стороны обычным шплинтом, вставляемым через просверленное в оси отверстие. А с другой стороны, внутренней, буртиком или большим диаметром оси, по сравнению с участком оси, находящимся под ступицей колеса.

Материал оси - сталь закаленная. Лучше, когда она марки Ст.40 - Ст.45. Впрочем, я не знаю всех ваших возможностей, быть может, если собираетесь сами своими руками делать телегу, то можете достать для оси танковый торсионный вал с Гороховца, что невдалеке от вашего города?

Задняя ось телеги крепится стационарно к раме (кузову) телеги. С помощью хомутов, охватывающих ось и прикрепляемых к корпусу телеги. Либо через сквозные отверстия в оси, через которые вставляют болты, диаметром не менее 18 миллиметров.

Раньше, в основном, оси делали кованными, ныне встречаются изготавливаемые и из толстостенных труб.

Передняя ось делается так, чтобы она могла поворачиваться вокруг упомянутого штыря (шкворня, сердечника, курка), который располагается по оси телеги. Штырь входит в две закрепленные шайбы. Одна шайба крепится на корпусе телеги, вторая на деревянной поперечине, с прикрепленной на ней осью. Шайбы периодически смазываются.

Конструктивно сам корпус телеги соединен постоянно с задней осью. А передняя ось объединена в один узел с поперечиной, на которой крепятся две оглобли. Оглобли имеют две степени свободы. То есть могут свободно передвигаться вверх-вниз, а также вправо-влево.

Не бесконечно, разумеется, а до упора в корпус телеги. Для этого они крепятся в кронштейны, напоминающие ухваты. Для того, чтобы оглобли не сломались при резких поворотах и больших нагрузках, они усиливаются так называемыми тяжами. Тяжи представляют из себя обычную проволоку (катанку) диаметром около 10-12 миллиметров.

Тяжи крепятся одним концом к оглобле, вторым - к деревянной поперечине передней оси.

При необходимости передок телеги можно выкатить из под самой телеги. Для чего переднюю часть телеги приподнимают над передком так, чтобы освободить соединительный вертикальный штырь.

Вы желаете изготовить телегу с бортами? Борты бортам рознь. Обычные деревенские телеги, на которых возят сено-солому, имеют небольшие наклонные бортики, собираемые из четырех продольных жердей, к которым прикрепляются различными способами вертикально-наклонные рейки (бруски).

Спереди и сзади - поперечные жерди длиной около метра, тоже с рейками. Передние и задние бортики делают съемными или откидными. Чтобы и возчику было удобнее сидеть спереди и иметь возможность перевозить длинные , размерами больше габаритов телеги.

Иногда телега с бортами имеет несколько другую конфигурацию. Сооружается настил (из досок толщиной около 25 миллиметров) размером до 2/3 метра. Затем со всех сторон по периметру нашиваются вертикальные борта размером до 0,5 - 1 метра.

Еще несколько моментов. Габариты телеги могут варьироваться. Длина ее около 3-х метров, ширина - до полутора, высота около 1,2 метра. Длина оглобли около 3-х метров.Размеры колеи и колес упоминались выше. Грузоподъемность колеблется от 500 килограмм до 2 тонн.

Очень существенная деталь - современные телеги надо оснащать катафотами (светоотражателями). Самому чуть не довелось стать участником ДТП, когда в кромешной тьме чуть не налетел автомобилем на телегу.

И последнее. Все рассказанное не есть истина в последней инстанции. Образцы телег могут существенно отличаться от описанного. Ведь на них нет ГОСТов и сертификатов.

Если вас интересуют эскизы телеги, то напишите. Зимой у шабашника, каковым я в последнее время являюсь, свободного времени больше и можно наглядно изобразить телегу.

Удачи вам!

Другие вопросы по теме телег и повозок.

Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.

[ Скрыть ]

Как сделать телегу?

Телега для лошади представляет собой отдельный вид гужевого транспорта и имеет несколько видов. Именно поэтому вам нужно сразу перед тем, как ее делать своими руками, определиться, для каких целей и какого типа вам нужна повозка. Если это будет исключительно работа по перевозке грузов, то достаточно будет иметь дроги или телегу по типу платформы, то есть без бортов с обычным плоским дном. Если же вам нужно будет перевозить на телеге сено, другие материалы и использовать ее в качестве транспортного средства, то нужно делать с бортами.

Также сразу стоит предусмотреть, сколько лошадей вы будете впрягать в повозку. Дело в том, что одноконная и пароконная телега отличается по своей сути и изготовлению. Одноконная в России имеет оглобли и дугу, а пароконная – дышло. Если вы будете делать украинский вариант, то здесь дышловая повозка или воз применяется как для одной лошади, так и для пары. Заметим, что дышловую телегу делать проще своими руками, чем дуговую.

Важные моменты

Прежде чем приступить к изготовлению, вам стоит немного узнать конструкцию телеги, ее основные части. Итак, главным элементом любой повозки является ее ходовая часть. А это две оси (передняя и задняя), колеса и сама рама, на которую устанавливается кузов или платформа. Также есть стойки, которые как бы выполняют роль амортизаторов. При этом задняя ось делается стационарной, то есть без движения, а передняя ось поворачивающаяся, за счет этого будет осуществляться поворот.

Следующие важные элементы – это оглобли в дуговой одноконной повозке или дышло в пароконной (украинский воз). Оглобли и дышло крепятся к передней оси, так как за счет них поворачиваются передние колеса. Раму желательно делать сварной металлической, так как на нее будет идти весь груз повозки. Саму же телегу делают деревянной.

Что касается размеров, то раньше стандартным была ширина телеги около 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота уже зависит от вашего желания и габаритов коня, но стандартно делается от 0,5 до 0,7 метра.

Инструменты и материалы

  • Деревянные доски;
  • сварная рама и оси колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса (авто- или мототранспорт);
  • металлические трубы или П-образный профиль;
  • гвозди;
  • молоток;
  • инструменты по обработке дерева (пила, ножовка, наждачка, шлифовальная машинка);
  • прочий инструмент по необходимости;
  • чертежи.

Пошаговая инструкция

  1. Первым делом нам нужно сделать ходовую часть телеги. Это, как мы уже говорили, сварная сплошная рама и колесные оси. Если со сваркой никогда дело не имели, то придется обратиться к мастерам. Раму и оси можно сделать сплошными металлическими из профиля или из толстостенных труб.
  2. Делаем заднюю стационарную ось и переднюю поворачивающуюся на штыре на двух закрепленных шайбах.
  3. Перед тем как завершать переднюю ось, определяемся с типом повозки. Если дышловая, то под дышло делаем специальный держатель. Оглобли делаются сварными к передней оси на специальном держателе. То есть оглобли должны быть не съемными, но подвижными в стороны и даже вверх и вниз – за счет держателя. Также их можно закрепить на кронштейны и усилить специальными тяжами – катанка диаметром 10-12 мм, которая крепится к оглобле и передней оси.
  4. Завершаем ходовую часть установкой колес и по необходимости тормозами.
  5. Теперь можно переходить к основе телеги – кузов. Если делаем платформу, то здесь все просто – нарезаем необходимой длины и ширины доски и сбиваем в одну платформу, крепим к раме. Если же будут борта, то сначала делаем 4 продольные жерди, на которые потом прибиваем вертикально наклонные рейки. Боковые борта сразу закрепляем на раму, а передний и задний делаем съемным для большего удобства использования телеги в работе.
  6. Что касается оглобель, то их можно делать как металлическими из труб, так и деревянными. Дышло, как правило, делается только деревянное.
  7. Для удобства сидения в телеге можно в кузове сделать лавочку или даже прикрепить мягкие сидения.
  8. На готовую самодельную телегу сзади, если вы планируете выезжать на трассу, нужно приделать катафоты.

Дуга

  1. Дуга – это особая часть оглобельной телеги, над которой придется потрудиться, если нет готовой. Она делается из дерева вяза или ветла, так как материал должен быть прочным и гибким. В старину также использовали дуб, березу и лещину.
  2. Самодельную заготовку под дугу нужно срезать ранней весной, когда в дереве только начинает двигаться сок. Сама заготовка под дугу берется толщиной от 8 до 12 см и длиной от 1,5 до 1,8 м.
  3. Гнуть дугу лучше в специальном станке (дужной), помещая края в выемки. Перед работой дерево сначала замачивают в холодной воде, а за полчаса до работы распаривают кипятком для большей гибкости. Если дерево гнется плохо, его распаривают несколько раз.
Запрос вернул пустой результат.

После полного сгибания края дуги связываются плотной веревкой и дают дереву просохнуть и принять нужную форму – около 45 дней. Как это делают в домашних условиях, смотрите на видео Олега Москаленко.

Делаем сани своими руками

Купить сани может каждый, но не для всех это будет доступно, так как стоимость их весьма немалая. Что же, остается сделать своими руками. Тем более, что сани были излюбленным транспортом людей. Об этом смотрите на видео автора pashinkirill.

Инструменты и материалы

Перед тем как делать сани для лошади, вам нужно определиться, из какого материала будет самая важная часть – полозья. Они могут быть металлическими или деревянными. Если хотите делать из дерева, то понадобятся специальные умения и знания по подготовке дерева и его изгибания. С металлом проще, здесь нужно будет лишь в мастерской выковать полозья.

  • Деревянные доски;
  • фанера;
  • листы металла;
  • уголки или профиль металлический;
  • металлические трубы;
  • лак, краска;
  • инструмент по обработке дерева;
  • прочие инструменты по необходимости;
  • чертежи.

Пошаговая инструкция

  1. Самое первое и самое сложное дело – это полозья. Их будем делать металлическими – так проще. Подойдет нержавеющая или обыкновенная углеродистая сталь. Полозья лучше сделать кованными плоскими из сплошного металлического листа, но также есть практика использования труб. Но чтобы их согнуть понадобятся помощники.
  2. Когда полозья готовы, переходим к основе - поперечные перекладины и стойки, которые располагаются с двух боков. Их делать можно из труб или профиля. Все части нужно будет сварить.
  3. Важная часть саней - тормоза. Когда полозья готовы, делаем их самым простым образом – колодочные в виде резины с рычагом. Это будет и ходовой, и стояночный тормоз.
  4. К передней части привариваем металлические пластины, на которые потом прикрепятся оглобли.
  5. Когда ходовая часть готова, из дерева делаем кузов саней – это как уже ваша фантазия будет работать. Конечно, сначала делаются чертежи. После дно и внутреннюю часть можно обшить фанерой и даже сверху прикрепить мягкий материал для удобства, например, дерматин или войлок.
  6. В последнюю очередь крепим деревянные оглобли и все – сани для лошади своими руками готовы!

Фотогалерея

Запрос вернул пустой результат.

Видео «Как делают сани »

Интересное видео о том, как делали сани и сбрую лошади для крепления саней в старые времена.


Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Жизнь современного сельского жителя сопряжена с ведением домашнего хозяйства. И лошадь, как главный помощник, до сих пор успешно конкурирует с таким техническим агрегатом, как трактор. Заготовка сена, сбор молока, перевозка строительных материалов или просто передвижение по бездорожью не представляется возможным без телеги. В нее могут запрягаться как , так и легкоупряжные. В этой статье будет рассмотрен очень важный вопрос – как сделать телегу для лошади своими руками.

Телега – это повозка, в которую впрягают крупный рогатый скот и лошадей. Часто телегу называют гужевой повозкой. Этот вид транспорта имеет полное право перемещаться по дорогам общего пользования, там, где правила дорожного движения этого не запрещают.

Существует несколько видов телег для коней:

  1. дроги;
  2. полок;
  3. тележка.

Дроги – это телега без кузова. Как правило, это достаточно длинная повозка. Полок – довольно устаревшее название телеги, которая имеет плоский настил и используется для перевозки габаритных предметов. Тележка – это повозка небольших размеров, которая имеет сиденье, а также козлы – место, где сидит извозчик.

Дрогги

Следует отметить, что существуют также декоративные телеги – экипажи. используется в основном для прогулок, фотосъемки и пр.

Ход и кузов – это основные составляющие телеги для лошади. Ход – это все элементы механизма, которые приводят в движение телегу. Кузов – это собственно прицеп или повозка и ее составные части.


Поворотный узел

В прошлые времена все элементы телеги были преимущественно деревянными. Даже колеса выполнялись из дерева. Сегодня, благодаря большим возможностям, многие детали телеги выполняются из металла.

Ход

Ход состоит из следующих элементов:

  1. Оси – передняя и задняя. На каждой оси имеются так называемые надосники, которые усиливают ось.
  2. Колеса – два на передней оси и два – на задней. Следует отметить, что часто передние колеса выполняют меньшего радиуса, относительно задних колес.
  3. Стойки – передняя и задняя – функционально выполняют роль амортизаторов.
  4. Роспуск – элемент, который обеспечивает связь между осями. Роспуск крепится к стойкам, с одной стороны, наглухо, с другой – с возможностью регулировки, что позволяет изменять длину телеги за счет изменения расстояния между осями.
  5. К передней оси крепятся оглобли.

Прежде чем приступить к изготовлению телеги своими руками, следует определиться, для каких целей она будет использоваться, так как, например, для заготовки сена необходимо выполнять элементы телеги из пиломатериала, причем важным в этом вопросе будет выбор древесины. Обычно в этих целях применяют хорошо просушенные лиственные породы. Сосна для этого не подходит.

Если же лошадиная телега будет использоваться преимущественно для перевозки габаритных тяжелых грузов – необходимо применять прочные материалы, такие как, например, металл и пр. Для самостоятельного изготовления телеги, используемой в прогулочных целях, можно использовать декоративные материалы, например, пластик.


Материал из металла

Для изобретателя, который любит мастерить своими руками, не составит большого труда ответить на вопрос: «Как сделать телегу для лошади»? Эта задача под силу любому, кто готов потратить некоторое количество времени, немного поразмыслить над решением и подыскать необходимый материал, например, ненужные в хозяйстве элементы от автомобиля, велосипеда или старой коляски.

Размеры

Важный момент в этом вопросе – размеры телеги. Наши предки придерживались примерно такого размерного соотношения – длина телеги – 3 м, ширина – 1,5 м. Высота может варьироваться от 0,5 м до 0,7 м. Можно довериться опыту времен и принять такие размеры повозки за основу.

  • Главным несущим элементом будущей конструкции является рама. Благодаря современному изобилию материалов, удобным будет выполнить сварную металлическую раму из П-образного профиля. Рама состоит из лонжеронов (продольных элементов) и поперечин. По размеру профиля рамы необходимо подобрать и вложить бруски, к которым, затем, будет крепиться настил – грузовая платформа телеги.

П- образная рама
  • К раме привариваются стойки – передняя и задняя. В свою очередь, к передней стойке (снизу) приваривается верхний поворотный круг, нижний поворотный круг – к передней оси (сверху). Между поворотными кругами укладывается промасленный диск из войлока. Вся эта конструкция работает как подшипник скольжения при поворотах.
  • Оси телеги можно изготовить из металла – идеально подойдет труба небольшого диаметра. Для этих целей также подойдет и деревянный брус. В этом случае в торцах бруса следует проделать достаточной длины отверстия, в которые будут вставляться шпильки. На ось надеваются шайбы, а колеса фиксируются на шпильках с помощью гаек.
  • Выбор колес для телеги зависит от того, для каких целей повозка будет использоваться. Поэтому можно применять колеса от старого велосипеда, мотоцикла или прицепа, ненужных в хозяйстве.

Выбор колес
  • К передней оси телеги крепятся оглобли.
  • Изготовление кузова – процесс, который напрямую зависит от фантазии мастера. Наиболее универсальной является телега в виде платформы – для комфортной перевозки грузов. Основание можно оборудовать откидными бортами, можно съемными. Если предполагается перевозка пассажиров – можно доукомплектовать конструкцию мягкими сиденьями.